Главная » Правовая база » Разъясняющие письма » Об НДС в отношении операций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в аэропортах РФ. (Письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-07-11/37188)
23.11.2020

Об НДС в отношении операций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в аэропортах РФ. (Письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-07-11/37188)

Вопрос: Основное направление деятельности ООО — техническое обслуживание и ремонт воздушных судов иностранного производства (код ОКВЭД 35.30.9 — предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию, переделка летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов). Деятельность осуществляется в соответствии с сертификатом Европейского Агентства по Авиационной безопасности (EASA).
Такой сертификат позволяет ООО при обслуживании воздушных судов гражданской авиации (далее — ВС) осуществлять:
— оперативное техническое обслуживание ВС;
— периодическое техническое обслуживание ВС;
— отдельные операции по ремонту ВС.
Оперативное и периодическое техническое обслуживание ООО выполняет через установленные эксплуатационной документацией значения наработки (налета, числа циклов, посадок) или интервалы времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания ВС. Операции по оперативному (периодическому) техническому обслуживанию регламентированы соответствующими формами (например, Transit check, Daily Check, Weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check).
Отдельные операции по ремонту ВС предполагают, в частности, окраску отдельных элементов ВС, замену колес ВС, мойку (промывку) двигателя, замену ВСУ, замену двигателя, замену стоек шасси, техническое обслуживание и ремонт компонентов ВС (буфетно-кухонного оборудования, аварийно-спасательных трапов, аккумуляторных батарей, колес и тормозов).
На основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация в РФ услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию ВС, включая аэронавигационное обслуживание.
Данная норма не содержит конкретного перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и в воздушном пространстве РФ.
При этом пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
— налогоплательщик оказывает поименованные в данном подпункте услуги;
— услуги должны оказываться непосредственно в аэропорту (воздушном пространстве) РФ;
— услуги должны быть услугами по обслуживанию ВС (аэронавигационным обслуживанием).
С целью определения понятий «аэропорт» и «обслуживание воздушных судов» согласно п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к отраслевому законодательству в области гражданской авиации.
Согласно п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ) аэропорт — комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки ВС, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Данное определение аэропорта как места, в котором оказываются услуги, поименованные в пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, по мнению организации, должно толковаться следующим образом.
Осуществляемая налогоплательщиком в аэропорту деятельность для целей применения льготы, установленной пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, должна быть непосредственно связана с приемкой и отправкой ВС, с обслуживанием воздушных перевозок. Такая деятельность должна представлять собой единый технологический комплекс услуг, направленных на осуществление воздушной перевозки.
На основании п. 5 ст. 37.1 ВК РФ наземное обслуживание гражданского ВС — комплекс работ по обеспечению прибытия ВС на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского ВС не включает его техническое обслуживание.
Техническое обслуживание гражданского ВС — комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности гражданского ВС, включая проведение проверок гражданского ВС, замену его частей, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции гражданского ВС или выполнение его ремонта (п. 6 ст. 37.1 ВК РФ).
Таким образом, с учетом специфики аэропортовой деятельности, обусловленной, прежде всего, приемкой (отправкой) ВС и обеспечением единого технологического комплекса услуг, направленных на осуществление воздушной перевозки, льгота, установленная пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, может быть применена к услугам наземного обслуживания.
Техническое обслуживание (оперативное и периодическое техническое обслуживание, отдельные работы по ремонту) гражданского ВС, по мнению организации, к услугам, оказываемым непосредственно в аэропорту РФ по обслуживанию ВС, отнесено быть не может, так как целью осуществляемых в рамках технического обслуживания (ремонта) ВС операций является поддержание летной годности гражданского ВС. К работам по обеспечению прибытия ВС на аэродром или его вылета с аэродрома данные операции не относятся.
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание ВС в аэропортах и воздушном пространстве РФ (далее — Перечень).
Приказ принят на основании ст. 64 ВК РФ и используется с целью установления пределов применения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В разд. IV «Тарифы за наземное обслуживание» поименованы операции, осуществляемые с целью обеспечению прибытия ВС на аэродром и его вылета с аэродрома.
Следовательно, несмотря на то что отдельные пункты Перечня содержат отсылку к регламенту по техническому обслуживанию ВС (4.17.1 Тариф за обслуживание по форме А-1 (А-транзитной), 4.17.2 Тариф за обслуживание по формам обеспечения вылета и встречи и осмотра ВС), выполняемые на основании разд. IV операции, согласно требованиям п. п. 5 и 6 ст. 37.1 ВК РФ, подлежат квалификации именно как наземное обслуживание ВС, обусловленное обеспечением прибытия ВС на аэродром и его вылета с аэродрома, а не выполнением регламентных работ по оперативному (периодическому) техническому обслуживанию (ремонту) — работ, обусловленных наступлением регламентного срока обслуживания либо неисправностью ВС.
Это означает, что операции по оперативному (периодическому) техническому обслуживанию (ремонту) ВС также не поименованы в Перечне, утвержденном Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241, что не позволяет применить льготу, установленную пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ к данным операциям, осуществляемым ООО.
Также необходимо учитывать, что аэропорт не является исключительным местом осуществления операций по оперативному (периодическому) техническому обслуживанию (ремонту) ВС. Технические службы, осуществляющие операции по техническому обслуживанию (ремонту) ВС, могут находиться и за пределами аэропорта. Для осуществления ими деятельности определяющим фактором является наличие аэродрома, а не аэропорта.
Так, например, Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» (далее — Правила), утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285, устанавливают единственное требование к месту осуществления деятельности по техническому обслуживанию — деятельность по техническому обслуживанию должна осуществляться в пределах места осуществления основной деятельности организации по техническому обслуживанию.
В исключительных случаях деятельность может осуществляться подразделением организации по техническому обслуживанию, осуществляющим техническое обслуживание вне места осуществления основной деятельности организации по техническому обслуживанию (линейная станция) (п. п. 33 — 36 Правил). Правила не устанавливают требований об обязательном нахождении организации, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию (ремонту) гражданского ВС, на территории аэропорта.
Следовательно, при прочих равных условиях налогоплательщик, осуществляющий операции по техническому обслуживанию (ремонту) ВС на территории аэропорта, и налогоплательщик, осуществляющий такие операции за его пределами, могут быть поставлены в разные условия — один вправе применить льготу, установленную пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, а другой нет.
Такие обстоятельства, по мнению организации, не позволяют отнести операции по техническому обслуживанию (ремонту) ВС к услугам, оказываемым непосредственно в аэропорту по обслуживанию ВС, что является основанием для отказа в применении льготы, установленной пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что также отдельные операции по осуществлению технического обслуживания (ремонту) ВС могут фактически осуществляться налогоплательщиком за пределами аэропорта в силу производственной специфики их осуществления. К таким операциям можно отнести, например, окраску отдельных элементов планера, его буксировку и т.п.
Это означает, что такая деятельность может осуществляться ООО в том числе за пределами аэропорта. Следовательно, в отношении однотипных операций налогоплательщик обязан применять различные режимы налогообложения НДС, организовать раздельный учет облагаемой (не облагаемой) НДС выручки и пропорционально распределять суммы НДС на облагаемую (необлагаемую) деятельность.
Таким образом, льгота по НДС, установленная пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит применению к операциям, осуществляемым налогоплательщиком, по техническому обслуживанию (ремонту) ВС в аэропорту РФ.
Применяется ли льгота по НДС, установленная пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, к следующим операциям, осуществляемым непосредственно в аэропорту РФ:
— к операциям по оперативному (периодическому) техническому обслуживанию ВС;
— к отдельным операциям по ремонту ВС?
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 27 июня 2016 г. N 03-07-11/37188
 
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Указанной нормой Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.
Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлены приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов, за которые взимаются аэронавигационные и аэропортовые сборы, установленные указанным приказом Минтранса России.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по ремонту воздушных судов, то освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких работ Кодексом не предусмотрено.
 
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
27.06.2016