Главная » Правовая база » Разъясняющие письма » О налоге на прибыль при выплате российской организацией дивидендов кипрской компании, если фактическим получателем является другая российская организация. (Письмо Минфина России от 08.07.2016 N 03-08-05/40169)
23.11.2020

О налоге на прибыль при выплате российской организацией дивидендов кипрской компании, если фактическим получателем является другая российская организация. (Письмо Минфина России от 08.07.2016 N 03-08-05/40169)

Вопрос: О налоге на прибыль при выплате российской организацией дивидендов кипрской компании, если фактическим получателем является другая российская организация.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 8 июля 2016 г. N 03-08-05/40169
 
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения доходов в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией в адрес иностранной организации — резидента Кипра, не являющейся их фактическим получателем, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, статья 7 Кодекса, определяющая общие принципы применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливает ограничение на применение льгот, установленных международными договорами. В частности, из пункта 4 указанной статьи следует, что, если доход от источников в Российской Федерации в виде процентов и дивидендов выплачивается лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, но при этом такое лицо не является фактическим получателем такого дохода, к такому доходу не могут быть применены льготы, предусмотренные указанным международным договором.
Одновременно пункт 4 статьи 7 Кодекса определяет, что к налогообложению такого дохода в Российской Федерации могут быть применены положения иных международных договоров по вопросам налогообложения или части второй Кодекса. В частности, устанавливается, что если лицо — фактический получатель дохода, выплаченного лицу, не являющемуся его фактическим получателем, при этом является налоговым резидентом Российской Федерации, то при налогообложении в Российской Федерации к такому доходу могут быть применены положения части второй Кодекса.
В рассматриваемом случае российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако согласно соответствующим положениям Кодекса оно будет выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом — фактическим получателем.
Так, согласно пункту 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 Кодекса.
При этом косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, в целях статьи 312 Кодекса и подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса приравнивается к прямому участию в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов.
При этом применение ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, осуществляется при выполнении следующих дополнительных условий:
доля участия российского лица, имеющего фактическое право на дивиденды, в уставном (складочном) капитале (фонде) российского лица, выплачивающего дивиденды, а также иностранных организациях, через которые им осуществляется участие в капитале такого российского лица, составляет не менее 50 процентов в период с даты выплаты дивидендов до окончания налогового периода, в котором осуществляется выплата дивидендов;
сумма дивидендов, фактическое право на которые имеет российское лицо, составляет не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов.
Учитывая вышеизложенное, российская организация при выплате дивидендов, фактическим получателем которых является российская компания, кипрской компании вправе применить ставку, установленную подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, в случае выполнения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса.
При этом налоговому агенту, выплачивающему доход в виде дивидендов, иностранной компанией, получившей указанный доход в виде дивидендов, и лицом, имеющим фактическое право на такие дивиденды, должна быть представлена информация (документы), указанная в пункте 1.2 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Заместитель директора Департамента
А.С.КИЗИМОВ
08.07.2016