Главная » Правовая база » Разъясняющие письма » Об НДС, налоге на прибыль и НДФЛ в случае приобретения у казахстанских поставщиков и ввоза в РФ лома и отходов черных металлов. (Письмо Минфина России от 16.08.2016 N 03-07-08/47839)
23.11.2020

Об НДС, налоге на прибыль и НДФЛ в случае приобретения у казахстанских поставщиков и ввоза в РФ лома и отходов черных металлов. (Письмо Минфина России от 16.08.2016 N 03-07-08/47839)

Вопрос: В настоящее время в Казахстане, Белоруссии и РФ действует единое таможенное пространство.
Для удовлетворения потребностей металлургических организаций ОАО планирует приобрести лом черных металлов от поставщиков (юрлиц, ИП и физлиц) из Казахстана.
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно п. 5 ст. 72 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена.
В силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) в РФ лома и отходов черных и цветных металлов.
Статьей 150 НК РФ определен перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации. При этом лом и отходы черных металлов в указанный перечень не включены.
Верховный Суд РФ в Определении от 28.12.2015 по делу N 309-КГ15-11310 с учетом п. 5 ст. 72 Договора о ЕАЭС указал, что нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территории стран — участниц Таможенного союза не только положений ст. 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе в РФ независимо от страны происхождения товаров, но и ст. 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Основной вид деятельности ОАО — заготовка, переработка, хранение и реализация лома черных металлов (лицензия на данную деятельность имеется). Облагается ли по ставке НДС 18% ввоз из Казахстана лома и отходов черных металлов, приобретаемых у юрлиц, ИП и физлиц?
На основании п. 1 ст. 21 Конвенции от 18.10.1996 между РФ и Казахстаном об устранении двойного налогообложения виды доходов резидента договаривающегося государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях данной Конвенции, подлежат налогообложению только в этом государстве.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 208 НК РФ, если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в РФ, либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином России.
Возникает ли объект налогообложения по НДФЛ согласно п. 2 ст. 209 НК РФ? Будет ли ОАО признаваться налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплат гражданам Казахстана (ИП и не являющимся ИП) за приобретенный лом черных металлов?
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47839
 
В связи с письмами по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц в отношении приобретения российской организацией у казахстанских поставщиков лома черных металлов, ввозимого на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
При решении вопроса о применении налога на добавленную стоимость в отношении лома черных металлов, ввозимого на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, следует руководствоваться определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. N 168-ПЭК16, согласно которым при импорте товаров с территории государств — членов Евразийского экономического союза необходимо учитывать положения не только статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и статьи 149 Кодекса, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Что касается налогообложения доходов от продажи лома черных металлов, получаемых казахстанской организацией, то согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 13 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (далее — Конвенция) определено, что доходы от отчуждения любого имущества, не упомянутого в пунктах 1 и 2, облагаются налогом только в договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Таким образом, доходы от продажи лома черных металлов, получаемые резидентами Казахстана, подлежат налогообложению в Республике Казахстан.
В целях реализации положений Конвенции в соответствии с пунктом 6 статьи 232 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.
Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется его нотариально заверенный перевод на русский язык.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА
16.08.2016