Главная » Правовая база » Разъясняющие письма » Об учете для целей налога на прибыль затрат на реконструкцию ОС, приобретенного за счет средств резервов для обеспечения безопасности особо радиационно (ядерно) опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития. (Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58661)
23.11.2020

Об учете для целей налога на прибыль затрат на реконструкцию ОС, приобретенного за счет средств резервов для обеспечения безопасности особо радиационно (ядерно) опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития. (Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58661)

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль затрат на реконструкцию ОС, приобретенного за счет средств резервов для обеспечения безопасности особо радиационно (ядерно) опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 7 октября 2016 г. N 03-03-06/1/58661
 
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходы в виде средств целевого финансирования, полученные налогоплательщиками, имеющими право на их получение, для целей налогообложения прибыли не учитываются. При этом налогоплательщики — получатели целевого финансирования обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
К указанным средствам целевого финансирования, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнесены, в частности, средства, полученные предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
В соответствии с пунктом 17 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных норм НК РФ следует, что доходы в виде средств целевого финансирования, а также расходы, произведенные за счет указанного источника, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Стоимость имущества, приобретенного за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть за счет средств целевого финансирования, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не погашается путем начисления амортизации (амортизации не подлежит), однако оно является амортизируемым имуществом (подпункт 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ).
Порядок формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налога на прибыль организаций установлен статьей 257 НК РФ.
На основании положений данной статьи НК РФ специальный порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования, предусмотрен только в случае, если основные средства приобретены за счет бюджетных средств целевого финансирования. В этом случае первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования (пункт 1 статьи 257 НК РФ).
Таким образом, первоначальная стоимость основного средства, приобретенного акционерным обществом за счет средств, полученных из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, определяется в общеустановленном порядке.
При этом на основании пункта 2 статьи 256 НК РФ данное основное средство является амортизируемым, но амортизации не подлежит.
Учитывая, что расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, для целей налога на прибыль не учитываются (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 и пункт 17 статьи 270 НК РФ), но при этом уменьшают целевое финансирование, остаточная стоимость данного имущества, по мнению Департамента налоговой и таможенной политики, равна нулю.
Если в дальнейшем акционерное общество данный объект основных средств, используемый в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, реконструирует за счет собственных средств, то затраты, связанные с реконструкцией, подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций через механизм начисления амортизации в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ затраты на реконструкцию увеличивают первоначальную стоимость основных средств.
Таким образом, при осуществлении реконструкции основного средства, остаточная стоимость которого равна нулю, происходит увеличение его первоначальной стоимости. При этом стоимость произведенной реконструкции основного средства будет амортизироваться по тем нормам, которые предусмотрены для данной категории основных средств, при введении этого основного средства в эксплуатацию.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направленное мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
07.10.2016