Главная » Другие налоги и сборы » Торговый сбор » Кто должен платить торговый сбор
18.08.2020

Кто должен платить торговый сбор

Александр Водовозов заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России

 

Территория, где надо платить сбор

 

Торговый сбор относится к местным налогам и сборам и может быть установлен в любом населенном пункте по решению муниципальных властей (ст. 15 и 410 НК). В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается региональными законами, в остальных муниципальных образованиях – на основании местных нормативных актов, но только после того, как Президент подпишет соответствующий федеральный закон. 

 

Такой порядок предусмотрен статьей 410 НК и частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ.

 

В настоящее время торговый сбор установлен только на территории Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Поэтому в данной рекомендации речь пойдет об особенностях уплаты торгового сбора в столице.

Плательщики

 

Торговый сбор платят организации и предприниматели, которые занимаются торговлей на территории Москвы (п. 1 ст. 411 НК, Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Не имеет значения, розничная торговля или оптовая, какие товары и способы продвижения (стационарная или нестационарная торговая сеть) (п. 2 ст. 411 НК).

 

ВНИМАНИЕ

от торгового сбора освобождены предприниматели на патентной системе и плательщики ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК). Кроме того, торговый сбор не должны платить продавцы, для которых предусмотрены льготы. 

 

Полный перечень видов торговой деятельности, которые потенциально подпадают под обложение торговым сбором, приведен в статье 413 НК. В него входят:

  1. Торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок).
  2.  Торговля через объекты нестационарной торговой сети.
  3.  Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
  4.  Реализация товаров непосредственно с товарных складов.

 

Торговая сеть представляет собой совокупность двух и более торговых объектов (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Несмотря на это, при реализации товара даже через один объект торговли, то есть при отсутствии торговой сети как таковой продавцы все равно признаются плательщиками торгового сбора.

 

Такие разъяснения содержат письма Минфина от 30.11.2017 № 03-11-13/79321 и от 27.07.2015 № 03-11-09/43256 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686).

 

К торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, приравнивается и деятельность по организации розничных рынков.

 

То есть деятельность компаний, управляющих рынками в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ.

 

В Москве приведенный перечень действует в сокращенном виде. Из него исключена торговля товарами со складов.

 

В отношении этого вида деятельности не установлена ставка сбора (один из обязательных элементов налогообложения), а следовательно, платить торговый сбор владельцы товарных складов, оптовых баз и т. п. не обязаны (ст. 17 НК, ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

 

Право, по которому организация или предприниматель использует торговые объекты, значения не имеет. И собственники объектов, и их арендаторы должны платить торговый сбор на общих основаниях. 

 

ВНИМАНИЕ

если организация или предприниматель владеет торговым объектом, но не использует его в торговой деятельности, платить торговый сбор по нему не нужно. Это следует из пункта 4 письма Минфина от 19.10.2015 № 03-11-09/59842.

 

 Развозная и разносная торговля 

В московском законе в качестве самостоятельного вида торговой деятельности указана развозная и разносная торговля (ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Это не противоречит федеральному законодательству.

Просто в отношении развозной и разносной торговли столичные власти решили установить единую ставку торгового сбора, которая не зависит от местонахождения торговых объектов.

Развозная и разносная торговля – это разновидность торговой деятельности через объекты нестационарной торговой сети, в качестве которых используются передвижные средства торговли: тонары, автофургоны, автолавки, мобильные прилавки, стенды, торговые тележки и т. п. (п. 16, 19, 73,74 ГОСТ Р 51303-2013).

Такая деятельность подпадает под обложение торговым сбором (подп. 2 п. 2 ст. 413 НК). Поэтому организации и предприниматели, которые ведут такую торговлю в Москве, признаются плательщиками торгового сбора и должны вставать на налоговый учет.

 

Льготы

 

Столичные власти предусмотрели несколько налоговых льгот. От уплаты торгового сбора освобождены следующие виды деятельности:

  1.  Розничная торговля с использованием торговых автоматов.
  2.  Торговля на ярмарках выходного дня, а также на специализированных и региональных ярмарках.
  3.  Торговля через стационарные и нестационарные торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков (т. е. компания, управляющая рынком, признается плательщиком торгового сбора, а, например, предприниматель, который арендует на этом рынке торговую точку, от торгового сбора освобождается).
  4.  Разносная розничная торговля в зданиях (сооружениях, помещениях) автономных, бюджетных и казенных учреждений. Например, продажа печатной продукции с лотка в вестибюле районной налоговой инспекции. Право на льготу можно подтвердить любым правоустанавливающим документом. Например, договором или разовым разрешением на торговлю, договором об аренде (субаренде) или использовании торгового места, другими договорами между продавцом и администрацией здания (информация ФНС от 20.07.2016).
  5.  Торговля на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера.
  6.  Торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках. Льгота применяется, если по итогам квартала доля доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах и цирках, а также от продажи билетов в музеи и планетарии в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов.
  7.  Торговля через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным правительством г. Москвы.

 

Кроме того, от уплаты торгового сбора освобождены:

  1. Автономные, бюджетные и казенные учреждения.
  2.  Организации «Почты России».
  3.  Религиозные организации – в отношении торговли в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.
  4.  Организации и предприниматели, для которых торговля является не основным, а сопутствующим видом деятельности.

 

Освобождением можно воспользоваться, если одновременно выполняются три условия:

а) в качестве основного вида деятельности при государственной регистрации организации или предпринимателя заявлено оказание услуг:

  • парикмахерскими и салонами красоты;
  • стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий;
  • по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения;
  • по ремонту обуви и прочих изделий из кожи; по ремонту часов и ювелирных изделий;
  • по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

 

б) помещение, в котором ведется торговля, относится:

  • к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов;
  • к объектам стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м;
  • к объектам нестационарной торговой сети;

 

в) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, используемого в основной деятельности.

 

Следует отметить, что, разъясняя порядок применения этой льготы, Минфин делает более широкий вывод. В письме от 27.07.2015 № 03-11-09/42966 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС от 05.08.2015 № ГД-4-3/13687) сказано, что плательщиками торгового сбора не признаются организации и предприниматели, которые продают сопутствующие товары при оказании любых бытовых услуг (например, ритуальных).

Свою позицию авторы письма основывают на положениях ГОСТ 32610-2014 «Услуги бытовые. Классификация организаций», согласно которым реализация сопутствующих товаров – это часть деятельности по оказанию бытовых услуг.

 

5. Организации и предприниматели, которые торгуют книгами, журналами и газетами через:

  • объекты стационарной торговой сети без торговых залов;
  • объекты нестационарной торговой сети;
  • объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.

 

Освобождение действует до 1 января 2021 года, если одновременно соблюдаются условия:

  •  основной вид деятельности, заявленный при государственной регистрации, – розничная торговля книгами (в том числе букинистическими), газетами или журналами (из группы 47 по ОКВЭД2);
  •  доля доходов от продажи книг, газет и журналов нарастающим итогом с начала года составляет не менее 60 процентов от общего объема доходов;
  •  площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации книг, газет и журналов, составляет не менее 60 процентов общей площади торгового объекта;
  • все наличные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт на торговых объектах производят только с использованием онлайн-ККТ.

6. Организации и предприниматели, у которых стационарные торговые объекты изъяли в ходе программы по реновации жилищного фонда. Освобождение распространяется и на тех, с кем из-за программы реновации досрочно расторгли договоры аренды стационарных торговых объектов.

 

Льгота действует при выполнении следующих условий:

  •  взамен изъятых торговых объектов организация или предприниматель перевели свой бизнес в другие объекты, которые раньше в их торговой деятельности не использовались;
  •  в отношении новых торговых объектов организация или предприниматель подали уведомление о постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора;
  •  новые торговые объекты не подпадают под другие льготы по торговому сбору.

 

Такой порядок предусмотрен статьей 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62.

 

Объект налогообложения

 

Объект обложения торговым сбором – факт использования движимого или недвижимого объекта торговли для продажи товаров (п. 1 ст. 412 НК). Объем реализации, количество и ассортимент проданных товаров не важны.

Обязанность платить торговый сбор возникает, даже если объект торговли (стационарный или нестационарный, собственный или арендованный) использовался для продажи товаров хотя бы один раз за квартал.

С того дня, когда объект торговли был использован впервые, организация или предприниматель становятся плательщиками торгового сбора и в течение следующих пяти рабочих дней должны встать в этом качестве на налоговый учет (п. 2 ст. 412, п. 2 ст. 416 НК).

 

Объект обложения торговым сбором возникает:

  • либо на дату из уведомления, которое организация подала в ИФНС;
  • либо на дату в информационном сообщении от департамента экономического развития Москвы, который выявил не поставленный на учет торговый объект.

 

Об этом в письме Минфина от 11.03.2019 № 03-11-06/4/15331.

 

ВНИМАНИЕ

независимо от того, как долго, сколько раз объект торговли использовался в течение квартала, торговый сбор придется заплатить за весь квартал (ст. 415 НК).

Законодательством не предусмотрена корректировка суммы торгового сбора в зависимости от фактической продолжительности торговой деятельности в течение квартала.

Постановка на учет

 

В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать уведомление с указанием вида торговой деятельности и характеристик торгового объекта.

Кроме того, инспекцию придется уведомлять каждый раз, когда меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки такие же – не позднее пяти рабочих дней после изменений.

 

ВНИМАНИЕ

за несвоевременную подачу уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Организацию или предпринимателя оштрафуют на основании пункта 1 статьи 126 НК. Состав правонарушения – несвоевременное представление документов (сведений), необходимых для налогового контроля.

Инспекция может оштрафовать должностных лиц организации (предпринимателя) на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП). Состав правонарушения тот же.

 

При этом, если уведомление все-таки было подано, ответственность по пункту 2 статьи 15.3 КоАП не применяется. Об этом сказано в письме ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14604.

 

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора никак не зависит от постановки на налоговый учет по другим основаниям. То есть даже если торговая организация состоит на учете в налоговой инспекции по своему местонахождению, она должна повторно встать на учет как плательщик торгового сбора.

Важно: от подачи уведомлений о постановке на учет освобождаются продавцы, на которых распространяются федеральные льготы по торговому сбору. То есть организации и предприниматели, которые применяют ЕСХН и патентную систему налогообложения (п. 2 ст. 411 НК).

 

Об этом сказано в письме Минфина от 17.07.2015 № 03-11-09/41264 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС от 03.08.2015 № ГД-4-3/13514).

 

Продавцы, чья деятельность подпадает под льготы, установленные Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62, должны подавать уведомления на общих основаниях (письмо Минфина от 28.10.2015 № 03-11-09/62139, доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 05.11.2015 № СД-4-3/19256).

 

Однако в этих случаях вместе с уведомлением в инспекцию нужно представить документы, подтверждающие право на льготу (например, договор аренды торгового помещения на территории розничного рынка). Об этом сказано в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15.

 

Куда подавать уведомление

 

Уведомления нужно подавать:

1. Если есть недвижимость, используемая в торговой деятельности, – в инспекцию по местонахождению этого имущества.

 

В Москве такой порядок подачи уведомлений относится к следующим видам торгового бизнеса:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправочных станций);
  • торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • деятельность по организации розничных рынков.

 

2. Если недвижимости, используемой в торговой деятельности, нет – по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя). Такой порядок постановки на учет применяется в том числе и при развозной (разносной) торговле.

 

Если несколько торговых объектов находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, плательщика торгового сбора поставят на учет:

  • либо по местонахождению того объекта, сведения о котором поступили в инспекцию раньше, чем о других объектах;
  • либо по местонахождения объекта, который в уведомлении о постановке на учет указан первым.

 

Может быть и так, что организация или предприниматель зарегистрированы в другом регионе, но ведут торговую деятельность в Москве. Тогда они тоже должны встать на налоговый учет в качестве плательщиков торгового сбора.

 

При этом уведомления о постановке на учет нужно подать:

  • если торговля ведется с использованием недвижимого имущества (например, через магазин) – в налоговую инспекцию г. Москвы по местонахождению магазина;
  • если торговля ведется с использованием движимого имущества (например, через автолавку или торговую палатку) – в налоговую инспекцию региона, в котором организация или предприниматель зарегистрированы по своему местонахождению (месту жительства).

 

Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229, от 17.06.2015 № ГД-4-3/10382.

 

Какими способами подать уведомление

 

Плательщик сбора может представить уведомление о постановке на учет следующими способами:

  • лично;
  • через уполномоченного представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

Если передаете уведомление через уполномоченного представителя, оформите соответствующую доверенность. При этом если плательщиком сбора является организация – доверенность заверьте подписью руководителя. Если плательщик сбора предприниматель – доверенность нужно заверить у нотариуса.

 

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 29 НК, пункта 4 статьи 185.1 ГК.Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188.

 

Как быстро поставят на учет

В течение пяти рабочих дней после того, как инспекция получит уведомление, она поставит организацию или предпринимателя на учет как плательщика торгового сбора.

 

Постановка на учет подтверждается свидетельством, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.07.2015 № ММВ-7-14/276.

 

Если у организации (предпринимателя) несколько объектов торговли и они расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет будет произведена по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят первыми.

 

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 416 НК.

 

Уведомление о постановке на учет

 

Формы документов, связанных с учетом плательщиков торгового сбора, утверждены приказом ФНС от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249. К ним относятся:

  • ТС-1 – Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. Уведомление о постановке на учет можно заполнить при помощи программы «Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.41.4 и выше). Эта программа позволяет сформировать документ как на бумаге, так и в электронном виде. При этом электронное уведомление можно передать в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. Такая информация представлена на официальном сайте ФНС и подтверждается письмом ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188;
  • ТС-2 – Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.

 

Этим же приказом установлен и порядок заполнения уведомлений ТС-1 и ТС-2.

В уведомлении нужно указать общие данные об организации (предпринимателе), дату возникновения объекта обложения торговым сбором, код вида торговой деятельности, код торгового объекта, код ОКТМО, адрес, площадь торгового зала (если он есть) и кадастровый номер здания. Размер торговых площадей определяют на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Компании, управляющие розничными рынками, помимо общих данных, указывают суммарную площадь рынка, которая включает в себя площадь всех земельных участков и других объектов недвижимости, необходимых для работы рынка.

 

Об этом сказано в письме ФНС от 15.09.2017 № СД-4-3/18459.

 

Ошибочное уведомление о постановке на учет

 

Если организация (предприниматель) подала уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, сообщите об этом в налоговую инспекцию. Для этого составьте заявление в произвольной форме. В нем укажите наименование организации (Ф. И. О. предпринимателя), ИНН и причину представления первоначального уведомления. К заявлению приложите копию ошибочно поданного документа.

На основании данного заявления инспекция снимет организацию (предпринимателя) с учета в качестве плательщика торгового сбора. Причина – ошибочная постановка на учет (коды причины: «25» – для организации и «07» – для предпринимателя). Датой снятия с учета будет дата ошибочной постановки на учет в качестве плательщиков торгового сбора.

 

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721.

 

Закрытие торговли

 

Организации и предприниматели обязаны уведомить налоговую инспекцию о закрытии торговли (п. 1, 2 и 4 ст. 416 НК), срок – пять рабочих дней с даты прекращения деятельности через объект торговли (п. 2 ст. 416 НК). До 2020 года в НК не было сроков для таких уведомлений.

 

ВНИМАНИЕ

если подать уведомление позже срока, инспекторы снимут с учета плательщика торгового сбора с даты уведомления (п. 8 ст. 416 НК). ​​​​​

 

Порядок отправки уведомлений такой же, как при постановке на учет.  Уведомление подайте в ту налоговую инспекцию, в которой вы состоите на учете в качестве плательщика торгового сбора (п. 4 ст. 416 НК). Форма уведомления зависит от того, сколько объектов закрывается на территории, подведомственной конкретной инспекции.

 

Вариантов – два:

  • закрываются все торговые объекты. В данной налоговой инспекции организация больше не является плательщиком торгового сбора;
  • закрывается часть торговых объектов. В данной налоговой инспекции организация (предприниматель) остается плательщиком сбора по действующим объектам.

 

В первом случае в инспекцию подайте уведомление по форме № ТС-2. Во втором – по форме № ТС-1. При этом в первом поле бланка укажите признак 3 «прекращение объекта обложения сбором». Направленное в инспекцию уведомление будет основанием для снятия с учета в качестве плательщика сбора.

 

Датой снятия будет дата прекращения объекта обложения сбором (торговой деятельности), указанная в уведомлении по форме № ТС-1 (ф. ТС-2). Это следует из положений пункта 4 статьи 416 НК, Порядка, утвержденного приказом ФНС от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249, письма ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229.

 

В аналогичном порядке нужно подавать уведомления при переходе на систему налогообложения, которая предусматривает освобождение от уплаты торгового сбора. Например, если предприниматель переводит на патентную систему все или часть своих торговых объектов, по которым он платил торговый сбор.

 

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 20.11.2015 № 03-11-09/67622 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 08.12.2015 № СД-4-3/21499).

 

А когда ликвидируете организацию, уведомлять налоговиков о прекращении торговой деятельности не нужно. Инспекторы снимут плательщика торгового сбора с учета на основании записи в ЕГРЮЛ. Это следует из положений пункта 5 статьи 84 НК.

Такой же порядок действует и при реорганизации, в результате которой организация ликвидируется (например, при слиянии или присоединении). То есть ликвидируемая организация не должна подавать уведомление. Но компания, с которой соединилась ликвидируемая организация, становится плательщиком торгового сбора. А значит, она обязана подать в инспекцию уведомление о постановке на налоговый учет в этом качестве.

 

Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 14.02.2017 № 03-11-06/4/7985 и ФНС.от 13.07.2016 № СД-2-3/776.

 

Что будет, если не встать на учет

 

Если не встать на учет в качестве плательщика торгового сбора, то есть не подать уведомление, то налоговые инспекторы принудительно поставят организацию или предпринимателя на учет. Для этого в муниципальном образовании определяется специальное ведомство, уполномоченное собирать, обрабатывать и передавать налоговым инспекциям сведения об объектах обложения торговым сбором.

То есть – контролировать, все ли плательщики сбора встали на налоговый учет.1

В Москве таким ведомством является Департамент экономической политики и развития (ст. 4 Закона от 17.12.2014 № 62).

На официальном сайте этого ведомства www.depr.mos.ru размещен список с незарегистрированными торговыми объектами, который регулярно обновляется. Список доступен при клике на баннер «Список неплательщиков торгового сбора».

 

Что делать, если вы увидели свой торговый объект в данном списке?

Если ваш торговый объект включен в список, это означает, что либо вы не подали в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора,либо вы подали уведомление, которое содержит недостоверные сведения.

Если вы согласны с информацией, которая содержится в списке, вы можете добровольно подать уведомление о постановке на учет торгового объекта. А если объект включен в список из-за недостоверных сведений, подайте уведомление об изменении показателей торгового объекта.

При этом вам придется доплатить в бюджет недостающую сумму торгового сбора, а также пени за каждый календарный день просрочки платежа.Если этого не сделать, вас принудительно поставят на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Если вы не согласны с информацией, которая содержится в списке, направьте в департамент обращение с просьбой исключить объект из перечня. Обращение составьте в произвольной форме

 

Обращение нужно подать в течение 20 календарных дней с даты внесения объекта в список (п. 4.1 Порядка, утвержденного постановлением правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП). Предельный срок указан в таблице со списком в столбце «Статус».

 

Если не обратиться в департамент с просьбой исключить объект из перечня в установленный срок, его сотрудники в течение пяти дней составят соответствующий акт и направят его в налоговую инспекцию.

В зависимости от того, какое нарушение было обнаружено, к акту они приложат либо информацию о выявлении нового объекта обложения торговым сбором,либо информацию о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором. На основании этих документов налоговая инспекция поставит торговый объект на учет (скорректирует учетные данные) и направит вам требование об уплате торгового сбора, пеней и штрафов.

Бывает, что организация перестала использовать торговый объект и сняла его с учета в налоговой инспекции. Но в этом же квартале сотрудники департамента обнаружили, что торговая точка работает, составили акт и передали его в ИФНС. В таких случаях новый объект налогообложения не возникает. Поэтому второй раз платить торговый сбор по объекту за квартал не придется.

Например, в августе предприниматель подал уведомление о том, что прекратил торговлю в киоске. А в сентябре департамент обнаружил, что торговая точка функционирует. Инспекторы департамента составили акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Но это не значит, что торговый сбор по этому объекту за III квартал нужно платить еще раз.

 

Аналогичные разъяснения есть в пункте 3 письма ФНС от 07.07.2017 № СД-4-3/13187.

 

ВНИМАНИЕ

если организация или предприниматель не направили в инспекцию уведомление о ведении торговой деятельности, им грозит налоговая и административная ответственность

Если организация (предприниматель) вела торговую деятельность, в отношении которой установлен сбор, без направления уведомления, то ИФНС может привлечь к налоговой или административной ответственности.

Торговая деятельность без уведомления приравнивается к деятельности без постановки на налоговый учет. Если ИФНС докажет, что организация без постановки на учет вела деятельность, облагаемую торговым сбором, ее могут оштрафовать на 10 процентов от суммы полученного дохода, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК).

Доказательством нарушения может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), предоставленная Департаментом экономической политики и развития.

 

Кроме того, за непредставление уведомления плательщику торгового сбора грозит штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК).

 

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14604, от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229 и подтверждаются судебной практикой (например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2020 № Ф05-22870/2019 по делу № А40-116669/2018, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 № 09АП-44628/2019 по делу №А40-116669/2018).

 

Инспекция может также оштрафовать должностных лиц организации (предпринимателя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП). Кроме того, организация или предприниматель лишится права уменьшить на величину торгового сбора сумму начисленного налога на прибыль (единого налога при упрощенке или НДФЛ) (п. 10 ст. 286, п. 8 ст. 346.21, п. 5 ст. 225 НК).