Главная » Проверки » Когда проводятся повторные налоговые проверки
23.08.2020

Когда проводятся повторные налоговые проверки

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

 

Основания для повторной проверки

 

Повторную налоговую проверку могут назначить в двух случаях:

  • деятельность ИФНС и качество проверки оценивает вышестоящий налоговый орган (обычно УФНС);
  • организация подала уточненную налоговую декларацию, где уменьшился налог или увеличился убыток.

 

Повторную проверку назначает вышестоящий налоговый орган. Соответствующее решение принимает руководитель или заместитель вышестоящего налогового органа (подп. 1 п. 10 ст. 89 НК).

Вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК). Например, если решение о повторной налоговой проверке принято в 2018 году, то проверить могут 2015, 2016 и 2017 годы. Проверять деятельность организации за 2014 год и за предыдущие годы вышестоящий налоговый орган не вправе.

 

ВНИМАНИЕ

 

с 1 февраля 2019 года межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам подчиняются межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам, а не региональным УФНС (приказ ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643).

 

Поэтому межрегиональные инспекции вправе повторно проверить крупнейших налогоплательщиков в рамках контроля за межрайонными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам (письмо ФНС от 11.04.2019 № СА-4-22/6844).

Повторную проверку назначает ИФНС. Решение о повторной проверке по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила ревизию по тому налогу и за тот период, за который подана уточненка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК). Это правило соблюдается, даже если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить. В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки.

Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка.

 

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС от 06.03.2012 № АС-4-2/3639.

 

До 3 сентября 2018 года инспекторы вправе проверить все показатели в уточненной декларации, с 3 сентября – только изменившиеся, из-за которых ранее исчисленный налог уменьшился или увеличился убыток (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК, п. 5 ст. 1 и ч. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

 

При этом период повторной проверки не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК). Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2018 году организация подаст уточненную декларацию за 2014 год.

Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку. Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК).

 

Такой вывод следует из писем Минфина от 08.04.2010 № 03-02-07/1-152 и от 08.04.2010 № 03-02-07/1-153.

 

Порядок проведения и оформление результатов

 

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке, Какова продолжительность выездной налоговой проверки и Как оформляются результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени.

Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет. Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими.

 

В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции. Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 НК.

 

Ограничения по количеству проверок

 

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 НК, не действуют (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

 

Проверки при ликвидации и реорганизации

 

При реорганизации или ликвидации организаций налоговые инспекции тоже проводят выездные проверки. Со временем и предметом предыдущей проверки они не связаны, поэтому в обиходе их называют «повторными».

На самом деле это самостоятельный вид проверок, проведение которых регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 НК. При этом условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Теги: