Камеральную проверку проводят без выезда к налогоплательщику, в пределах налоговой инспекции. Налоговики могут проверять отчёты и другую документацию о хозяйственной деятельности бизнес-субъекта на предмет точного следования нормам закона и выявления ошибок в расчётах.
После сдачи налоговой декларации в соответствующую ИФНС, с помощью специальной программы налоговики проверяют её правильность и сверяют контрольные соотношения. Если ошибок в отчётности не выявлено, налогоплательщик даже не узнает о том, что проходил камеральную проверку, потому как о ней налоговая ни предварительно, ни по её окончании не сообщает.
По результатам сверки могут выявить три вида нарушений:
ошибки в отчётности;
расхождения сведений в предоставленных документах;
несоответствия между информацией, поданной налогоплательщиком и данными, полученными налоговой из других источников (от банков, контрагентов).
В случае, если у налоговиков возникает подозрение на нарушение в отчётности, они отправляют налогоплательщику уведомление с требованием исправить допущенные ошибки или уточнить данные. Последнему даются 5 рабочих дней, в течение которых необходимо внести коррективы и подать уточнённую декларацию, а также предоставить пояснения в устной или письменной форме касательно сложившейся ситуации.
Отчётность, которая уже прошла проверку, дважды не анализируют, в том числе и в другой налоговой инспекции. Однако, один и тот же отчёт могут проверить повторно, если по нему подана «уточнёнка».
Во время углублённой камеральной проверки не только сверяются контрольные соотношения, но и запрашиваются копии первичек, а также налоговики могут опрашивать контрагентов или назначить соответствующую экспертизу. Такая проверка проводится не безосновательно. В частности, УКП проходят налогоплательщики, пользующиеся налоговыми льготами, а также те, что заявил о возмещении НДС.
Углублённая проверка может проводиться, если в декларации по НДС есть несоответствия как с собственными данными, так и с ведомостями, поданными в налоговой декларации контрагента. Также могут затребовать документы у предпринимателей, подающих декларацию по налогам на использование природных ресурсов. По другим основаниям субъект хозяйствования вправе отказать налоговикам в выдаче дополнительной документации.
Если по результатам проверки были обнаружены ошибки (нарушения), по её окончании у налоговой инспекции есть десять рабочих дней для составления акта и ещё 5 дней для вручения его налогоплательщику. В свою очередь, субъект хозяйственной деятельности имеет ровно 30 дней с момента получения акта на его обжалование.
По истечении месяца руководитель ИФНС в пределах десяти дней рассматривает материалы по проверке, а также аргументы проверяемого предпринимателя, после чего может как вынести решение о привлечении его к ответственности за правонарушение, так и не дать ход документам.
Решение налогового органаобжалуется в вышестоящей инстанции, а если и его ответ будет неудовлетворительным для предпринимателя – в суде.
Вышестоящий орган рассматривает жалобу 1,5 месяца, после чего в письменном виде сообщает об:
оставлении решения в силе, а жалобы без удовлетворения;
отмене решения ИФНС полностью или в определённой части и принятии нового решения;
отмене решения полностью.
Если предприниматель не удовлетворён полученным ответом на жалобу, есть смысл обратиться в Арбитражный суд, срок исковой давности в таком случае составляет три месяца с даты получения решения по жалобе.