Какова продолжительность выездной налоговой проверки

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

 

Продолжительность проверки

 

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК).

 

Продление проверки

 

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех или шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводят проверку (наводнение, пожар и т. д.);
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление или несвоевременное представление организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки;
  • активное противодействие выездной проверке;
  • составление акта о воспрепятствовании доступа проверяющих на территорию организации;
  • непредставление или несвоевременное представление банком, контрагентом или третьим лицом документов и информации, необходимых инспекции для проведения выездной проверки;
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом нарушении;
  • неявка переводчика для осуществления перевода;
  • непредставление в срок экспертом экспертного заключения.

 

Перечень случаев, когда ИФНС может продлить срок выездной проверки, строго ограничен. Об этом говорится в пункте 2 приложения 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Если руководитель ФНС назначил большое количество контрольных мероприятий – допросы свидетелей, запрос документов и информации у третьих лиц и т. д., он также вправе на законных основаниях продлить проверку.

 

Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2019 № Ф05-5015/2019).

 

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель вышестоящего налогового органа или его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

 

 Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

ИФНС вправе неоднократно продлевать выездную проверку по одному и тому же основанию. Например, сначала до четырех месяцев, а потом – до шести. Такую информацию 31.07.2018 ФНС обнародовала на официальном сайте.

 

Признать неоднократное продление незаконным организация не сможет (определение Конституционного суда от 09.11.2010 № 1434-О-О).

 

Приостановление проверки

 

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

 

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 НК.

 

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 НК.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК).

 

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

 

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 НК.

 

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений.

Об этом говорится в письме ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории.

 

В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892).

 

Проверка филиалов и представительств

 

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК). НК не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК).

 

Срок проведения проверки

 

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК).

При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Добавить комментарий

Закрыть меню