Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России
По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК).
Перечень случаев, когда ИФНС может продлить срок выездной проверки, строго ограничен. Об этом говорится в пункте 2 приложения 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Если руководитель ФНС назначил большое количество контрольных мероприятий – допросы свидетелей, запрос документов и информации у третьих лиц и т. д., он также вправе на законных основаниях продлить проверку.
Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2019 № Ф05-5015/2019).
Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель вышестоящего налогового органа или его заместитель примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.
Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
ИФНС вправе неоднократно продлевать выездную проверку по одному и тому же основанию. Например, сначала до четырех месяцев, а потом – до шести. Такую информацию 31.07.2018 ФНС обнародовала на официальном сайте.
Признать неоднократное продление незаконным организация не сможет (определение Конституционного суда от 09.11.2010 № 1434-О-О).
Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.
Это следует из положений пункта 9 статьи 89 НК.
Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.
В отношении приостановления действуют только два ограничения.
Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.
Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 НК.
Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК).
Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 НК.
Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений.
Об этом говорится в письме ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории.
В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892).
При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК). НК не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК).
Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК).
При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.