Какие валютные операции могут проводить российские организации

Наталия Плотникова руководитель службы внутреннего аудита госкорпорации «Росатом», к. э. н., действительный государственный советник РФ 3-го класса

 

Разрешенные операции

К разрешенным валютным операциям, которые проводят резиденты, относят:

  • операции с резидентами, перечисленные в части 1 статьи 9 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами. С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

 

К любым разрешенным валютным операциям есть требования:

  • расчеты по таким операциям должны проходить через счета организации в уполномоченном банке или ее счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2, 3 ст. 14, ч. 4–6.1 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также переводами электронных денежных средств (ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ);
  • организация обязана представлять органам и агентам валютного контроля, в том числе уполномоченному банку, документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ);
  • при расчетах с нерезидентами в установленных валютным законодательством случаях необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

С 1 января 2020 года валютное законодательство распространяется не только на иностранные банковские счета или вклады, но и на счета или вклады резидентов в зарубежных иных организациях финансового рынка. Резиденты вправе без ограничений зачислять и списывать со своих счетов за рубежом денежные средства (ч. 4 ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, указание Банка России от 24.12.2019 N 5371-У).

 

Сведения о зарубежных счетах

 

Валютные резиденты РФ обязаны сообщать в налоговую инспекцию, если они открыли или  закрыли счет или вклад в зарубежном банке или другой организации финансового рынка, а также если у такого счета изменились реквизиты (ч. 2 ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

На счета в организациях финансового рынка это требование распространяется с 1 января 2020 года. Сведения нужно подать в течение одного месяца со дня открытия или закрытия счета или изменения его реквизитов.

Кроме того, резиденты обязаны отчитываться в налоговую инспекцию о движении средств по счетам и вкладам, открытым в зарубежных банках и других организациях финансового рынка (ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Физлица не отчитываются о движении денежных средств по счету или вкладу, если соблюдаются два условия. Первое – банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства – члена ЕАЭС или иностранного государства, которое представляет финансовую информацию в соответствии с Многосторонним соглашением об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным международным договором с РФ.

Второе – общая сумма средств, зачисленных или списанных со счета или вклада за отчетный год не превышает 600 000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Если в течение года движения по счету или вкладу не было, остаток средств на конец года не должен превысить 600 000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте (абз. 3 ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Отчет о движении денежных средств по счетам и вкладам представляют в течение 30 дней по окончании каждого квартала (п. 4 постановления Правительства от 28.12.2005 № 819).

Чтобы уведомить налоговую инспекцию об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета в зарубежном банке, используйте форму и рекомендуемый электронный формат уведомления из приказов ФНС от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507 и от 14.11.2013 № ММВ-7-14/502. 

 

А для уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка – формы уведомления, рекомендованные письмом ФНС от 26.12.2019 № ГД-4-14/26943@​​​​​. Такие разъяснения – в письме ФНС от 12.02.2020 № КВ-3-14/1063@. Скачайте формы:

 

  • Уведомление об открытии или закрытии счета или вклада в банке за пределами территории РФ;
  • Уведомление об открытии или закрытии счета или вклада в иной организации финансового рынка за пределами территории РФ.

 

Отчеты о движении денежных средств заполняйте по формам, утвержденным постановлениями Правительства от 28.12.2005 № 819 и от 12.12.2015 № 1365:

  • Отчет о движении средств юридического лица и ИП в банке или иной организации финансового рынка за пределами РФ;
  • Отчет о движении средств физического лица в банке или иной организации финансового рынка за пределами РФ.

 

Отчет на бумаге представляют по каждому счету в двух экземплярах (п. 6 постановления Правительства от 28.12.2005 № 819, п. 6 постановления Правительства от 12.12.2015 № 1365). К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). 

 

Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет. Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 28.12.2005 № 819.

 

Ответственность, если не подали сведения о зарубежных счетах

 

Если не подать или подать с опозданием сведения о зарубежных банковских счетах, налоговая инспекция может оштрафовать организацию и должностных лиц на основании частей 2 и 2.1 статьи 15.25 КоАП.

 

Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:

  • организацию – на 50 000–100 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – на 5000–10 000 руб.

 

Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, налоговая инспекция может оштрафовать:

 

  • должностных лиц (например, руководителя организации) – на 40 000–50 000 руб.;
  • организацию – на 800 000–1 000 000 руб.

 

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 КоАП; пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ; пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506.

 

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. 

 

Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в частях 5 и 5.1 статьи 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

 

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами (ч. 6 ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. 

 

Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ и представлен в таблице.

 

Ответственность, если не подали отчет о движении средств по зарубежным счетам

 

Если организация не представит или нарушит порядок представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам, налоговая инспекция оштрафует (ст. 23.60 КоАП, п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, п. 1 положения, утв. постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506). Суммы штрафов смотрите в таблице.

 

ВНИМАНИЕ

Резидента не оштрафуют, если отчет не подали из-за форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом.

 

Организацию признают невиновной, если она докажет, что нарушение возникло по причине форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом (информационное письмо Минфина от 20.05.2020, письмо ФНС от 31.03.2020 № ВД-4-17/5498@).

 

Правонарушение Штраф Основание
Организация не представила или нарушила порядок представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам Для организации:

  • от 40 000 до 50 000 руб. – однократное нарушение;
  • от 400 000 до 600 000 руб. – повторное нарушение.

Для должностных лиц:

  • от 4000 до 5000 руб. – однократное нарушение;
  • от 30 000 до 40 000 руб. – повторное нарушение.
Ч. 6, 6.5 ст. 15.25 КоАП
Организация нарушила сроки подачи отчета Для организации:

  • от 5000 до 15 000 руб. – просрочка до 10 календарных дней включительно;
  • от 20 000 до 30 000 руб. – просрочка 11–30 календарных дней;
  • от 40 000 до 50 000 руб. – просрочка 31 календарный день и более.

Для должностных лиц:

  • от 500 до 1000 руб. – просрочка до 10 календарных дней включительно;
  • от 2000 до 3000 руб. – просрочка 11–30 календарных дней;
  • от 4000 до 5000 руб. – просрочка 31 календарный день
Ч. 6.1–6.3 ст. 15.25 КоАП

Запрещенные операции

 

Проводить валютные операции между резидентами запрещено. Это означает, что российская организация, например, не вправе:

  • продавать иностранную валюту резиденту;
  • приобретать иностранную валюту у резидента;
  • использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.

 

Такой порядок в подпункте «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

 

Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения. Это ситуации, прямо предусмотренные валютным законодательством (ч. 1 ст. 9 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Учтите, что приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Законность валютных операций налоговые инспекторы проверяют на основании перечня нормативных актов, утвержденного приказом ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278. Например, это Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.

 

Ответственность за незаконные операции

 

За незаконные валютные операции грозит административная ответственность.Незаконными считаются запрещенные валютные операции или те, которые совершены с нарушением валютного законодательства России. 

За их совершение штраф для организаций и предпринимателей составит от 75 до 100 процентов от суммы, в отношении которой допущено нарушение. Штраф для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. За повторное нарушение должностному лицу грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

 Зафиксировать нарушение (составить протокол) может представитель агента валютного контроля или органа валютного контроля, решение о наложении штрафа будет принимать руководитель (заместитель) территориального отделения органа валютного контроля (ч. 1 и 5.1 ст. 15.25, ст. 23.60 КоАП, п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). 

Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья (ст. 3.11 КоАП).

Расчеты наличными

 

Все расчеты по разрешенным валютным операциям российская организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Но есть случаи, когда расчеты наличными организация вправе вести без банковского счета:

  • по операциям с уполномоченными банками;
  • по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом (оплата в рублях);
  • когда организация компенсирует иностранцу НДС при вывозе товаров, приобретенных в России (tax free);
  • когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги (оплата в рублях);
  • когда организация обслуживает суда (в том числе воздушные) иностранных государств в аэропортах, речных и морских портах;
  • когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России;
  • когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных, речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;
  • когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением ее деятельности в иностранном государстве (в том числе аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);
  • по договорам перевозки пассажиров с физическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами резидентов, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;
  • по договорам перевозки грузов с физическими лицами – резидентами и нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);
  • когда организация оплачивает или возмещает расходы в иностранной валюте, связанные с командированием сотрудников, а также получает назад неизрасходованную часть аванса;
  • в других случаях.

 

Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим.

Подача документов в банк

 

Для проведения валютной операции нужно предоставить документы и сведения в банк. Как это сделать, зависит от суммы контракта. Подробную информацию смотрите в таблице ниже.

Вид валютной операции Какую информацию или документы предоставить В какой срок предоставить Норма
Не более 200 000 руб.
Зачисление валюты на транзитный валютный счет Код вида операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И Одновременно с распоряжением о списании или заявлением на перевод п. 2.2, 2.7 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Списание валюты с транзитного валютного счета
Списание иностранной валюты с валютного счета по контракту с нерезидентом
Более 200 000, но менее 3 000 000 руб. – для импортного контракта или кредитного договора.
Более 200 000, но менее 6 000 000 руб. – для экспортного контракта
Зачисление валюты на транзитный валютный счет Код вида операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И Одновременно с распоряжением о списании или заявлением на перевод п. 2.1, 2.2 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Документы, связанные с зачислением валюты Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты
или
Документы, связанные с зачислением валюты Одновременно с распоряжением о списании валюты с транзитного счета, но не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты
Списание валюты с расчетного валютного счета Документы, связанные со списанием денег Одновременно с распоряжением о списании или заявлением на перевод п. 2.5 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Списание рублей с расчетного счета в пользу нерезидента п. 2.10 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Более 3 000 000 руб. – для импортного контракта или кредитного договора.
Более 6 000 000 руб. – для экспортного контракта
Зачисление валюты на транзитный валютный счет Код вида операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И, уникальный номер контракта Одновременно с распоряжением о списании или заявлением на перевод п. 2.1, 2.2, 14.4, 2.22 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Документы, связанные с зачислением валюты Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты
или
Документы, связанные с зачислением валюты, и уникальный номер контракта Одновременно с распоряжением о списании валюты с транзитного счета, но не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты
Зачисление рублей на расчетный счет Код вида операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И, уникальный номер контракта, документы, связанные с зачислением валюты Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег п. 14.4, 2.23 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Списание валюты с расчетного валютного счета Документы, связанные со списанием денег, уникальный номер контракта, информация об ожидаемых сроках репатриации выручки – для авансового платежа Одновременно с распоряжением о списании или заявлением на перевод п. 2.5, 2.10, 2.22, 2.24 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И
Списание рублей с расчетного счета в пользу нерезидента

 

Импортные контракты на сумму 3 млн руб. и более и экспортные контракты на сумму 6 млн руб. и более необходимо ставить на учет в банке. 

Перечень документов, которые нужно представить для проведения валютной операции, устанавливает банк. Документы, которые банк может потребовать, перечислены в пункте 4 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

 

При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом:

  • документы, которые служат основанием для проведения валютной операции (п. 1.2 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И);
  • справку о подтверждающих документах (п. 1.3 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И);
  • внешнеэкономический контракт, кредитный договор (п. 5.1 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И);
  • подтверждающие документы (п. 8.1 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).

 

Срок представления документов зависит от вида валютной операции. В этот срок не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно (информационное письмо Банка России от 17.04.2020 № ИН-014-12/71).

Кроме того, агенты валютного контроля(помимо уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В частности, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др.

Порядок представления таких документов по запросам таможенных и налоговых органов установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 17.02.2007 № 98.

 

ВНИМАНИЕ

С 2018 года паспорт сделки и справка о валютных операциях отменены. Вместо паспорта введена процедура учета контракта (кредитного договора) в банке. Незакрытые до 2018 года паспорта сделок закрывает банк.

Незакрытые до 2018 года паспорта сделок признаются закрытыми. При этом банк отметки о закрытии на паспортах не ставит. Закрытые паспорта хранятся в банке в досье валютного контроля. Если контракт подпадает под обязательный учет, то номер паспорта сделки и будет уникальным номером контракта.

Все необходимые сведения по контракту из паспорта сделки банк сам пропишет в ведомости банковского контроля.Паспорт закрытой таким образом сделки вы сможете получить в банке. Порядок и срок выдачи документа согласуйте с банком.

Поданные до 2018 года справки о валютных операциях остаются в банке.Это следует из пунктов 18.1 и 18.5 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И.

Обязанность представлять такие документы следует из части 4 статьи 23, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. 

 

Ответственность, если не сдали справку о подтверждающих документах и документы

 

Справка о подтверждающих документах– это документ для учета валютных операций. Справку нужно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором:

  • оформлены подтверждающие документы (п. 1.3 и 8.2.2 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И);
  • на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска (п. 8.2.1 Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).

 

Если этот срок нарушить, то есть сдать справку с опозданием, то налоговая инспекция или таможня оштрафует организацию и (или) должностных лиц. Причем они выпишут штраф в зависимости от количества дней просрочки.

 

Если просрочка не превышает 10 дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – от 500 до 1000 руб.

 

За впервые совершенное правонарушение может быть вынесено предупреждение (п. 2 ст. 3.4 КоАП).

 

Если сроки нарушены более чем на 10, но не более чем на 30 дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – от 2000 до 3000 руб.

 

Если сроки нарушены более чем на 30 дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – от 4000 до 5000 руб.

 

Когда же организация не представит справки или сдаст их с нарушением установленного порядка, налоговая инспекция или таможня оштрафует:

  • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
  • должностных лиц (например, руководителя организации) – на 4000–5000 руб.

 

За повторное нарушение штраф:

  • на организацию – от 120 000 до 150 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 12 000 до 15 000 рублей.

 

Период просрочки, как и срок подачи справки, исчисляется в рабочих днях (постановление Верховного суда от 08.04.2016 № 301-АД15-18923, определения Верховного суда от 28.03.2018 № 305-АД17-18495, от 30.10.2017 № 305-АД17-8889).

 

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 КоАП, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства от 16.09.2013 № 809.

Предпринимателя и должностных лиц организаций, которые относятся к малому бизнесу, не оштрафуют за правонарушение, если оно совершено впервые. Штраф заменят предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП).

 

Репатриация валютной выручки

 

В отношении внешнеторговых операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки.

 

Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта) – при уступке денежного требования финансовому агенту. При этом финансовый агент обязан уведомить резидента об исполнении обязательств нерезидентом в течение пяти рабочих дней с даты получения денег, но не позднее последнего срока исполнения обязательств нерезидентом;
  • возврат денежных средств, перечисленных нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

 

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте.

 

Если стороны сделки заключили рамочный договор, то сроки они вправе согласовать в деловой переписке (п. 1–2 ч. 1, ч. 5 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, письмо ФНС от 07.06.2018 № СД-4-3/11054).

 

Есть пять случаев, когда следует считать, что резидент исполнил обязанность по репатриации валютной выручки.

Первый. На счета в уполномоченном банке поступила страховая выплата по договору страхования рисков, которые связаны с неисполнением нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору. При этом страховой случай предусмотрен Порядком, утвержденным постановлением Правительства от 22.11.2011 № 964, асоотношение страховой суммы и сумм страхового возмещения по договору равно 70 процентам и более (ч. 4 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, подп. «а» п. 15 Правил, утв. постановлением Правительства от 22.11.2011 № 964).

Второй. Резидент обеспечил получение на свои счета в уполномоченном банке или счета выгодоприобретателя по сделке иностранной валюты или рублей по сделке, которая обеспечивала исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору. При этом сделка по обеспечению должна быть предусмотрена Порядком, утвержденным постановлением Правительства от 22.11.2011 № 964, а сумма поступления должна быть не менее 70 процентов суммы обязательства, обеспеченного гарантией по стратегически значимому проекту (ч. 4.1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, подп. «б» п. 15 Правил, утв. постановлением Правительства от 22.11.2011 № 964).

 

С 27 октября 2019 года обязанность по репатриации выручки считается исполненной, даже если деньги зачислены на счет от иностранного контрагента за вычетом комиссионного вознаграждения банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу средств (Закон от 16.10.2019 № 341-ФЗ, ч. 6 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Третий. Иностранное государство ввело в отношении резидента санкции. Перечень таких резидентов ведет ФНС по согласованию с Минфином и ЦБ. Скачать его можно на сайте ФНС. Чтобы попасть в перечень, резиденту необходимо подать в ФНС заявление в произвольной форме. В самом заявлении следует указать нормативно-правовой акт иностранного государства о введении санкций (ч. 4.2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Четвертый.На счета в уполномоченном банке поступила выплата по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента, в сумме и сроки, которые предусмотрены внешнеторговым контрактом. Выдача такой гарантии предусмотрена законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ч. 4.3 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Пятый. При использовании переводного или трансферабельного аккредитива обязанность по репатриации валютной выручки считается исполненной, если деньги поступили на счет резидента или второго получателя, которому должно производиться исполнение переводного аккредитива (ч. 7 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию о сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по внешнеторговым контрактам или сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым контрактам, которые разрешены законодательством РФ;
  • исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в счет полученных авансов и сроках возврата указанных авансовых платежей.

 

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации установлен Инструкцией ЦБ от 16.08.2017 № 181-И (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

С 1 января 2020 года отменили требование о репатриации выручки по несырьевому экспорту. По некоторым сырьевым товарам требование о репатриации выручки будут отменять постепенно. Перечень кодов ТН ВЭД таких товаров установлен пункте 4 статьи 2 закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов. С 1 января 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10 процентов цены экспортного договора, с 2021 – 30 процентов, 2022 – 50 процентов, с 2023 – 70 процентов, с 2024 – 100 процентов.

В отношении всех остальных товаров с 1 января 2020 года требование о репатриации рублевой выручки отменено.

Несмотря на отмену требования о репатриации выручки по рублевым контрактам, обязательства должны быть исполнены или прекращены резидентом надлежащим образом путем получения выручки на счета в уполномоченных банках, на зарубежные счета либо иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Исключение составляют древесина, уголь древесный и необработанные лесоматериалы, в отношении которых требования о репатриации сохраняются полностью, в том числе по рублевым экспортным контрактам (подп. 2 ч. 4 ст. 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Перечень случаев, когда требование о репатриации валютной выручки не действует, содержится в части 2 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. 

 

Когда требование о репатриации выручки не действует Основание
Иностранную валюту или рубли перечислили на банковские счета за рубежом с целью погашения обязательств по кредитным договорам и договорам займа, заключенным:

  • с организациями-нерезидентами, которые признаются агентами правительств иностранных государств;
  • резидентами ЕАЭС или иностранных государств, которые обмениваются информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или имеют с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет
п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Заказчик-нерезидент оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства. Освобождение действует в период строительства. После завершения оставшиеся средства переводят на счета резидентов в уполномоченных банках п. 2 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Резидент РФ получил валюту от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ и использует ее для покрытия расходов по их проведению. После окончания мероприятия валюту нужно перевести на счет резидента в уполномоченном банке п. 3 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
При зачете встречных требований по обязательствам между:

  • резидентами, которые занимаются рыбным промыслом, и нерезидентами, оказывающими им агентские услуги;
  • транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, которые оказывают им услуги по заключенным договорам;
  • транспортными компаниями-резидентами и транспортными компаниями-нерезидентами, если расчеты проводят через специализированные международные организации;
  • страховыми организациями или страховыми брокерами по договорам перестрахования;
  • участниками договора по экспорту природного газа;
  • резидентом и нерезидентом по договорам займа, если задолженность гасится встречным требованием по другому договору займа, в котором заемщик предоставлял деньги заимодавцу. Деньги по этому договору должны были поступать на счет в российском банке;
  • операторами международной электросвязи, включая международный роуминг, между операторами связи – нерезидентом и резидентом. При этом неважно, как они ведут расчеты между собой: напрямую или с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов Международного союза электросвязи
п. 4, 5, 7, 9, 11 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Иностранную валюту или рубли зачислили на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом для оплаты:

  • аэронавигационных, аэропортовых, портовых и других обязательных сборов на территории иностранных государств;
  • расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами РФ транспортных средств и их пассажиров;
  • расходов на обеспечение деятельности находящихся за пределами РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций
п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Нерезидент не вернул резиденту заем, который:

  • предоставили на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых из перечня по статье 337 НК. Освобождение действует при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи;
  • предоставили для финансирования инвестиционной или инновационной деятельности, если резидент относится к перечню организаций из подпункта 10 пункта 2 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
п. 8, 10 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Валютная выручка зачисляется на счета в иностранных банках российских государственных вузов и их зарубежных филиалов по договорам об образовании с физическими лицами – нерезидентами, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами РФ п. 12 ч. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2015).

Зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в случаях, перечисленных в пунктах 4, 5, 7, 9, 11 части 2 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Перечень таких случаев смотрите в таблице. По остальным операциям проводить взаимозачет нельзя.

 

Ответственность, если нарушили требования о репатриации валютной выручки

 

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность для должностных лиц.

 

Административная ответственность

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке налоговая инспекция или таможня могут вынести предупреждение или оштрафовать организацию.

 

Размер штрафа составит:

  • 1/150 ключевой ставки от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ключевая ставка, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

 

Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования (ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП).

Штраф для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. За повторное нарушение должностному лицу грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП). Ответственность по этой статье наступит только в том случае, если должностному лицу ранее за аналогичное правонарушение назначался штраф, а не предупреждение.

Если на счет организации своевременно не поступила сумма более 100 млн. рублей, должностное лицо оштрафуют на сумму от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалифицируют на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП).​​​​​​

 

ВНИМАНИЕ

Резидента не оштрафуют, если требование о репатриации выручки нарушили из-за форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом

Организацию признают невиновной в нарушениях по частям 4 и 5 статьи 15.25 КоАП, если она докажет, что нарушение возникло по причине форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом.

 

Например, когда нерезидент своевременно не поставил или не оплатил товары или не вернул аванс (информационное письмо Минфина от 20.05.2020, письмо ФНС от 31.03.2020 № ВД-4-17/5498@).

 

За нарушение срока поступления рублей в определенной доле на счет организации в уполномоченном банке или зарубежном банке по внешнеторговым контрактам, по которым предусмотрена постановка на учет в уполномоченных банках, а расчеты производят в рублях, налоговая инспекция или таможня могут вынести предупреждение или оштрафовать организацию.

 

Размер штрафа составит:

– для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
– для организации и предпринимателей – от 40 000 до 50 000 руб.

 

За повторное нарушение должностному лицу грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

 

Долю выручки, которую необходимо зачислить на счет, определяет Правительство. Правительство вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляют расчеты в рублях, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключают такие внешнеторговые контракты (ч. 4.1 и 5.1 ст. 15.25 КоАП, п. 3 ст. 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, п. 24 ст. 7 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ).

 

Если резидент не вернул аванс, перечисленный нерезиденту, за не ввезенные в Россию или не полученные в России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, ему вынесут предупреждение или оштрафуют на сумму:

  • от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию;
  • 1/150 ключевой ставки от несвоевременно возвращенной валютной выручки за каждый день просрочки. Ставка берется та, которая действовала в период просрочки.

 

Штраф для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. За повторное нарушение должностному лицу грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП).

 

Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:

  •  для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
  •  организации – от 40 000 до 50 000 руб.

 

Такие правила – в частях 4–6 статьи 15.25, статье 23.60 КоАП, пункте 2 части 2 статьи 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, пункте 1 положения, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506, пункте 1 положения, утвержденного постановлением Правительства от 16.09.2013 № 809.

 

При привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки учитывают степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП).

 

Уголовная ответственность

 

За нарушения требований о репатриации валютной выручки на сумму более 100 млн руб. предусмотрена уголовная ответственность.

Вид нарушения Размер наказания Норма
Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ свыше 100 млн руб., совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного года до трех лет,
или
принудительные работы на срок до трех лет,
или
лишение свободы на срок до трех лет
Ч. 1 ст. 193 УК
Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ свыше 100 млн руб., совершенное:
– в особо крупном размере (свыше 150 млн. руб.);
– группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
– с использованием заведомо подложного документа;
– с использованием фирмы-однодневки
Лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период до пяти лет или без такового Ч. 2 ст. 193 УК
Представление в банк заведомо ложных сведений об основаниях, целях и назначении перевода нерезиденту российской или иностранной валюты Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного года до трех лет,
или
принудительные работы на срок до трех лет,
или
лишение свободы на срок до трех лет
Ч. 1 ст. 193.1 УК
Представление в банк заведомо ложных сведений об основаниях, целях и назначении перевода нерезиденту российской или иностранной валюты, если:
– сумма свыше 9 млн руб.;
– совершенно группой лиц по предварительному сговору;
– совершено с использованием фирмы-однодневки
Лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период до пяти лет или без такового Ч. 2 ст. 193.1 УК
Представление в банк заведомо ложных сведений об основаниях, целях и назначении перевода нерезиденту российской или иностранной валюты, если:

– сумма свыше 45 млн руб.;
– совершено организованной группой

Лишение свободы на срок от пяти до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период до пяти лет или без такового Ч. 3 ст. 193.1 УК

СОВЕТ

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все возможные меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

 

В частности:

  • изучайте иностранного контрагента на стадии предконтрактной подготовки;
  • включите в контракт условия, позволяющие обеспечить получение валютной выручки (аккредитивы, гарантии и т. д.);
  • предусмотрите в контракте способы обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

 

Такие меры помогут доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует.

 

Такие рекомендации приведены в письме Минфина от 12.08.2015 № 07-05-08/46382.

 

Репатриация валютных займов

 

Если компания выдает займы нерезидентам, проверяйте, чтобы в договорах обязательно были указаны сроки исполнения обязательств. Резидент, который выдал нерезиденту заем в валюте или в рублях, обязан обеспечить возврат этого займа на свой банковский счет в срок, установленный в договоре займа. 

 

Не всегда договор содержит условие о сроках. Если заключен рамочный договор, конкретные условия можно согласовать в переписке (письмо ФНС от 07.06.2018 № СД-4-3/11054).

 

Информацию о сроках, в которые нерезидент обязан вернуть заем по условиям договора, предоставьте в свой уполномоченный банк. Такие правила – в абзаце 1 пункта 1, подпункте 3 пункта 1, абзаце 1 пункта 1.1 и подпункте 3 пункта 1.1 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Резидент освобождается от обязанности репатриации займов в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Например, не нужно соблюдать требование о репатриации, если нерезидент предоставил резиденту встречный заем и стороны погасили обязательства взаимозачетом (подп. 9 п. 2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Чтобы исполнить обязанность по репатриации займа, можно застраховать риск невозврата средств. Если нерезидент не исполнит обязательства по договору в срок, страховая компания перечислит страховую выплату на ваш банковский счет (или на счет другого резидента – выгодоприобретателя по договору страхования). 

 

В этом случае ваша обязанность по репатриации займа будет считаться выполненной. Об этом – в части 4 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

 

Ответственность, если нарушили требования о репатриации валютных займов

 

Если резидент нарушил правила о репатриации займов, выданных нерезидентам, то организацию (предпринимателя) и должностных лиц привлекут к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа.

Штраф для организации (предпринимателя) – от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию, или санкция в сумме 1/150 ключевой ставки от суммы несвоевременно возвращенного займа за каждый день просрочки. Ставку берут ту, которая действовала в период просрочки.

Штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 руб.

 

Такая ответственность предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП.

Добавить комментарий

Закрыть меню