Сначала уведомить о старте ликвидации. Затем сообщить о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В конце завершить ликвидацию и внести в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО прекратило деятельность.
Порядок подачи документов в инспекцию на всех этапах одинаковый. Однако различается состав и сроки.
Если не пройти хотя бы один из этапов, ликвидацию не зарегистрируют. Компания останется действующей.
Независимо от этапа ликвидации документы нужно подавать в налоговую инспекцию, которая выполняет функции регистрирующего органа по месту нахождения ООО. Например, если общество зарегистрировано в Москве, то обратиться надо в МИФНС № 46.
Добровольная ликвидация по фиксированной цене: https://enterfin.ru/likvidaciya-ooo/
Документы можно подать лично или через представителя по нотариальной доверенности. Представителю нужно приложить к документам доверенность либо ее нотариальную копию.
Документы в МФЦ можно подать лично или через представителя по нотариальной доверенности. Представителю нужно приложить к документам доверенность либо ее нотариальную копию.
Нотариус может заверить документы своей электронной подписью и направить их в инспекцию в электронном виде. Дополнительно ехать в инспекцию не нужно.
Так как не каждый нотариус оказывает такую услугу, стоит заранее созвониться с ним.
Документы можно направить письмом с объявленной ценностью и описью вложения. С учетом пересылки документов общий срок регистрации может составить около месяца.
Документы можно подать с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пока подать документы в особом порядке через DHL Express или Pony Express можно только в Москве – в МИФНС № 46. Особенность в том, что курьеры этих компаний могут получить документы по итогам регистрации, но это нужно согласовать заранее. У этих компаний есть соглашение с инспекцией.
Инспекция принимает документы и выдает расписку в получении. В ней указаны перечень документов и дата принятия.
На следующий день после того, как инспекция получит документы, она размещает информацию о факте подачи документов на сайте ФНС (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о регистрации). Убедиться, что инспекция получила документы, можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
Инспекция получает документы и в течение пяти рабочих дней принимает одно из решений – зарегистрировать или отказать в регистрации (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации).
Если регистрация пройдет успешно, инспекция направит заявителю лист записи ЕГРЮЛ в электронном виде с усиленной подписью. Документ направят на e-mail, указанный в заявлении.
На бумаге лист записи не выдадут, если заранее не подать запрос (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации).
Если инспекция откажет в регистрации, она направит решение об отказе в электронном виде (п. 4 ст. 23 Закона о регистрации, абз. 4 п. 15 Административного регламента).
Если нужно получить документы на бумаге, то их могут выдать разными способами. Все зависит от того, как заявитель подавал документы на регистрацию. Но в любом случае инспекция выдаст не оригиналы, а документы, которые подтверждают содержание электронных документов.
Нужно уточнить в инспекции, как можно получить лист записи. Дело в том, что закон не определяет, как именно инспектор должен выдать документы на бумаге – непосредственно в инспекции или по почте. Есть только одно условие – документы на бумаге выдадут только по запросу.
Итоговые документы можно получить по запросу также в МФЦ. На следующий день после того, как окончится срок для регистрации, инспекция направит электронные документы заявителю и в МФЦ. После этого заявитель может запросить в МФЦ документы на бумаге, центр сделает их на основе документов, которые поступили из инспекции (абз. 3 п. 3 ст. 11 Закона о регистрации, абз. 2 п. 101 Административного регламента).
Итоговые документы можно получить по запросу у того же нотариуса. На следующий день после того, как окончится срок для регистрации, инспекция направит электронные документы заявителю и нотариусу. После этого заявитель может запросить у нотариуса документы на бумаге. Нотариус распечатает лист записи и удостоверит его равнозначность электронному документу, который поступил из налоговой.
Забрать документы у нотариуса может сам заявитель или его представитель по нотариальной доверенности либо по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель (абз. 4 п. 3 ст. 11 Закона о регистрации, ст. 86.3 Основ законодательства о нотариате, утв. Верховным советом 11.02.1993 № 4462-1).
Если услуга DHL или PonyExpress включает получение документов по факту регистрации, курьер компании может получить документы и доставить их заявителю. Но пока неизвестно, как будет работать эта услуга, поскольку закон не определяет, как именно инспектор выдает документы на бумаге по запросу заявителя.
Инспекцию нужно уведомить, что участники общества приняли решение о ликвидации, сформировали ликвидационную комиссию или назначили ликвидатора (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1, 3 ст. 20 Закона о регистрации).
Сообщить о том, что участники приняли решение о ликвидации, нужно в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 20 Закона о регистрации). Одновременно с этим уведомляют и о назначении ликвидатора.
Чтобы известить инспекцию, нужно подать уведомление по форме № Р15016
На титульном листе нужно указать две причины для подачи документа. Первая –общество приняло решение о ликвидации. Надо поставить знак «V» в пункте 2.1 и вписать дату принятия. Вторая – участники назначили ликвидатора. Надо поставить знак «V» в пункте 2.2.
ВНИМАНИЕ!!!
если не уведомить о начале ликвидации в течение трех дней, ликвидатора могут оштрафовать.
Штраф может составить 5 тыс. руб. Вместо него могут вынести предупреждение (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).
Инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации). С этого момента нельзя регистрировать изменения в уставе,учреждать дочерние компании, участвовать в реорганизации.
Перед тем, как подавать промежуточный ликвидационный баланс, нужно сделать публикации в Вестнике государственной регистрации и на Федресурсе, стоимость узнать на соответствующих сайтах, у нас в стоимость ликвидации ООО уже входит оплата сообщений на этих ресурсах.
Когда участники утвердят промежуточный баланс, об этом нужно уведомить инспекцию (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). Но это можно сделать не раньше, чем пройдет срок для требования кредиторов (п. 2 ст. 63 ГК, подп. «а» п. 4 ст. 20 Закона о регистрации).
Инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись, что компания составила промежуточный ликвидационный баланс.
Чтобы зарегистрировать ликвидацию, нужно подать документы в налоговую инспекцию. Это нужно сделать, когда общество утвердит окончательный баланс, но не ранее двух месяцев после публикации сообщения о ликвидации.
В инспекцию нужно подать четыре документа (п. 1 ст. 21 Закона о регистрации, п. 29, 41, 47 Административного регламента).
Заявление о регистрации в связи с ликвидацией по форме № Р15016. Документ подписывает ликвидатор.
ВНИМАНИЕ!!!
если ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, налоговая откажет в регистрации.
В 2011 году Президиум ВАС указал: «…представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации» (постановление № 7075/11).
Инспекция может сравнивать ликвидационный баланс с балансом за прошлый год. В них могут быть расхождения, но это не станет основанием для отказа, если у компании нет долгов перед бюджетом.
Если инспекция считает сведения недостоверными, она должна обосновать это или оспорить доводы компании (п. 1.5 Обзора судебной практики № 4 (2016) в письме ФНС от 28.12.2016 № ГД-4-14/25209).
Однако если ООО не рассчиталось с бюджетом, то оспорить в суде решение об отказе не удастся (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 № Ф09-329/16 по делу № А60-22812/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2015 № Ф07-5936/2015 по делу № А13-1457/2015).
Документ о том, что общество подало в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах.
Документ об уплате гос. пошлины – 800 руб.
Пошлину нужно платить, только если подаете документы на бумаге. Если подаете в электронном виде, пошлину платить не нужно (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК).
Инспекция получает документы и в течение пяти рабочих дней регистрирует ликвидацию – вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 22 Закона о регистрации, п. 16 Административного регламента).
С момента записи ликвидация считается завершенной (п. 9 ст. 63 ГК, п. 6 ст. 22 Закона о регистрации).
На следующий день после регистрации инспекция направляет заявителю лист записи ЕГРЮЛо том, что ООО ликвидировано (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации, абз. 2 п. 15, абз. 13 п. 16 Административного регламента).