Главная » Бухгалтерская отчетность » Как вести учет медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов
10.03.2020

Как вести учет медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов

Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

 

Правила учета медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов различны в отношении:

  • лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
  • ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств;
  • остальных медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов.

 

Оформление поступления

 

Поступление медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов в медицинскую организацию (клинику) оформите в обычном порядке, установленном для материалов.

При поступлении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств оформите с поставщиком протокол согласования цен поставки (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства от 29.10.2010 № 865).

О том, как проверить цены поставщика на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, см. Как контролировать установление цен на лекарственные средства в соответствии с законодательством.

 

Бухучет

 

Ведите учет медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов на счете 10 «Материалы» (Инструкция к плану счетов). Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно (ч. 2 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Можно вести аналитический учет в суммовом выражении по группам ценностей:

  • медикаменты;
  • перевязочные средства;
  • вспомогательные материалы.

Такой вывод следует из пункта 136 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н, и пункта 46 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 02.06.1987 № 747.

Отпуск медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов в эксплуатацию оформите так же, как и передачу в эксплуатацию других материалов.

 

ОСНО, УСН

 

Налоговый учет расходов при списании медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов осуществляйте в общем порядке. 

  • Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы;
  • Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

При расчете НДС учитывайте, что ряд медицинских услуг не облагается этим налогом (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК).

Если организация использует данную льготу, ведите раздельный учет входного НДС по медикаментам, перевязочным средствам и вспомогательным материалам, используемым в не облагаемой НДС деятельности (п. 4 ст. 149, абз. 7 п. 4 ст. 170 НК). А налог учитывайте в стоимости приобретаемых материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Сумму входного НДС по материалам, используемым в облагаемой НДС деятельности, примите к вычету в общем порядке. Подробнее об этом см. Когда входной НДС можно принять к вычету.

 

Лекарства с истекшим сроком годности

 

Списание лекарственных средств с истекшим сроком годности имеет свои особенности. Такие лекарственные средства применять нельзя, и они подлежат уничтожению (ч. 1 ст. 59 Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ и п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674).

Собственник лекарств должен передать изъятые лекарства в организацию, имеющую соответствующую лицензию, для их последующего уничтожения. Эти операции осуществляются на договорной основе. Об этом сказано в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674.

Специализированная организация передаст собственнику лекарственных средств акт об уничтожении. В течение пяти рабочих дней направьте акт или его копию в Росздравнадзор. Такие требования предусмотрены в пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674.

В бухучете оплату услуг по уничтожению лекарственных средств отразите проводками:

Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены услуги;

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– включена в состав прочих расходов стоимость услуг.

Списание уничтоженных лекарственных средств отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 10
– отнесены на прочие расходы уничтоженные лекарственные средства.

Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов, абзаца 5 пункта 4 и пункта 11 ПБУ 10/99.

При решении вопроса о восстановлении НДС в связи с уничтожением лекарственных средств руководствуйтесь теми же правилами, что и при уничтожении товаров.

Если организация применяет упрощенку с объектом налогообложениях «доходы», расходы на уничтожение медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов на расчет единого налога на повлияют (п. 1 ст. 346.14 НК).