Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
Правила учета медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов различны в отношении:
Поступление медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов в медицинскую организацию (клинику) оформите в обычном порядке, установленном для материалов.
При поступлении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств оформите с поставщиком протокол согласования цен поставки (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства от 29.10.2010 № 865).
О том, как проверить цены поставщика на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, см. Как контролировать установление цен на лекарственные средства в соответствии с законодательством.
Ведите учет медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов на счете 10 «Материалы» (Инструкция к плану счетов). Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно (ч. 2 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Можно вести аналитический учет в суммовом выражении по группам ценностей:
Такой вывод следует из пункта 136 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н, и пункта 46 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 02.06.1987 № 747.
Отпуск медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов в эксплуатацию оформите так же, как и передачу в эксплуатацию других материалов.
Налоговый учет расходов при списании медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов осуществляйте в общем порядке.
При расчете НДС учитывайте, что ряд медицинских услуг не облагается этим налогом (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК).
Если организация использует данную льготу, ведите раздельный учет входного НДС по медикаментам, перевязочным средствам и вспомогательным материалам, используемым в не облагаемой НДС деятельности (п. 4 ст. 149, абз. 7 п. 4 ст. 170 НК). А налог учитывайте в стоимости приобретаемых материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК).
Сумму входного НДС по материалам, используемым в облагаемой НДС деятельности, примите к вычету в общем порядке. Подробнее об этом см. Когда входной НДС можно принять к вычету.
Списание лекарственных средств с истекшим сроком годности имеет свои особенности. Такие лекарственные средства применять нельзя, и они подлежат уничтожению (ч. 1 ст. 59 Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ и п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674).
Собственник лекарств должен передать изъятые лекарства в организацию, имеющую соответствующую лицензию, для их последующего уничтожения. Эти операции осуществляются на договорной основе. Об этом сказано в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674.
Специализированная организация передаст собственнику лекарственных средств акт об уничтожении. В течение пяти рабочих дней направьте акт или его копию в Росздравнадзор. Такие требования предусмотрены в пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674.
В бухучете оплату услуг по уничтожению лекарственных средств отразите проводками:
Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены услуги;
Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– включена в состав прочих расходов стоимость услуг.
Списание уничтоженных лекарственных средств отразите проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 10
– отнесены на прочие расходы уничтоженные лекарственные средства.
Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов, абзаца 5 пункта 4 и пункта 11 ПБУ 10/99.
При решении вопроса о восстановлении НДС в связи с уничтожением лекарственных средств руководствуйтесь теми же правилами, что и при уничтожении товаров.
Если организация применяет упрощенку с объектом налогообложениях «доходы», расходы на уничтожение медикаментов, перевязочных средств и вспомогательных материалов на расчет единого налога на повлияют (п. 1 ст. 346.14 НК).