Налоговая инспекция вправе проводить допросы свидетелей. В качестве свидетеля инспекторы могут вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверяющих.
Не являться на опрос (допрос) нельзя. За неявку свидетеля по делу могут привлечь к налоговой ответственности (ст. 128 НК РФ). Это относится к вызовам повесткой под подпись или почтой с уведомлением о вручении.
Если в инспекцию вас вызвали простым письмом без уведомления о вручении, то можно, конечно, сделать вид, что никакого послания вы не получали. Но вряд ли стоит так поступать. Если у инспекторов есть намерение вас о чем-то спросить, в итоге все равно пригласят по форме или проверяющие сами явятся в организацию.
Одно дело, если на допрос (опрос) вас вызвали в связи с проверкой контрагента, и совсем другое – если опрос связан с учетом именно в вашей организации. Поэтому рассмотрим каждую из этих ситуаций.
В этом случае вызова опасаться не нужно. Скорее всего, вас попросят подтвердить финансовые отношения с контрагентом. Однако важно соблюдать осторожность. По сути цель допроса – получить информацию, которая позволит проверяющим найти нарушения.
Поэтому не допускайте досадных ошибок. Важно не сообщить инспектору такие сведения, которые станут поводом для проведения выездной налоговой проверки в вашей организации. Так как последствием такой проверки может быть доначисление налогов, пеней, штрафов, а также судебные споры.
Морально подготовьтесь к встрече с инспекторами. Подробно рассказывать о деятельности вашей организации вы не обязаны. Отвечайте только на поставленный вопрос – максимально кратко без пространных пояснений.
Как быть, если инспекторы прочитали вам настоящую лекцию с возмущенными восклицаниями: «Как вы могли связаться с такой организацией?» Стоит ли немедленно прекращать сотрудничество с попавшим под обстрел контрагентом?
Как правило, никаких фактов того, что контрагент является однодневкой или недобросовестным налогоплательщиком, инспекторы не предъявляют. Ничего серьезного не происходит, и можно по-прежнему рассчитывать на соблюдение контрагентом предыдущих договоренностей.
Просто ту информацию, которую вы получили от проверяющих, возьмите на заметку.
На практике внимание налоговиков к партнерам (контрагентам) часто является сдерживающим фактором при принятии решения заключать контракты на новый срок. Ведь дальнейшие проверочные мероприятия могут повлиять на деятельность организации.
Например, возможна выемка документов, связанных с деятельностью контрагента (не самое приятное мероприятие).
Если допрос (опрос) связан с проверкой вашей организации, нужно настроиться на то, что налоговые инспекторы будут стараться найти ваши ошибки или ошибки ваших коллег.
Однако важно понимать, что свидетельствовать против самого себя вы не обязаны (ст. 51 Конституции РФ). Поэтому заранее (еще до явки в инспекцию) можно составить черный список фраз и тем, которые озвучивать ни в коем случае нельзя.
Если вопрос требует описания, отвечайте как можно более лаконично. Каждое слово стоит как следует обдумать. Ведь вы не ограничены во времени на ответы. Настройте себя на неторопливый темп и приучайте инспектора к неспешному ведению разговора. Вам торопиться некуда. Отвечайте даже на самые простые вопросы не спеша.
Предупредим, что отделаться фразами «Я ничего не знаю» и отправиться домой у вас не получится. Инспекторы знают некие способы психологического воздействия и тактические приемы, которые применяются на допросах. В том числе те приемы, которые смогут помочь разговорить самых несговорчивых.
Начать проверяющие могут с разговора по душам. Опрашиваемому в таком случае инспектор кажется добрым и понимающим, человеком, которому можно доверить информацию. Инспекторы могут даже провести беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом, чертах его характера. Поэтому оставайтесь вежливым, но держите дистанцию и ведите разговор лишь по существу.
Другой известный прием – задавать один и тот же вопрос несколько раз. Подозрение при этом вызовут как противоположные ответы на одни и те же вопросы, так и необычно полное словесное совпадение показаний. То есть как будто вы заранее заучили ответ на каверзный вопрос.
И вот что еще важно: контролеры могут намекать, что им известны методы налоговой оптимизации, которые применяются в вашей организации. При этом, как правило, у опрашиваемого создается преувеличенное впечатление о степени осведомленности инспекторов. Иными словами, за общими фразами скрывается полное неведение инспекторов. Они рассчитывают, что вы проговоритесь сами.
Ну и наконец, волноваться во время беседы вам не стоит. Но если не способны скрыть волнение, будьте готовы ответить на вопрос: «Почему вы так волнуетесь?» Честно ответьте, что вам не по себе, поскольку вы находитесь в непривычной обстановке.
Испытывать чувство дискомфорта в такой ситуации совершено естественно. Однако учтите, что налоговики однозначно будут обращать внимание на волнение собеседника и на информацию, излагаемую им в этом состоянии.
Если инспектор внезапно стал нервничать, повышать голос или запугивать вас, воспринимайте это как хороший знак. Скорее всего, это означает, что против вас ничего нет.
В ходе разговора инспекторы составляют протокол. В нем они фиксируют заданные вам вопросы и ваши ответы. По завершении беседы попросите контролера дать вам ознакомиться с написанным, чтобы убедиться, что содержание беседы отражено верно.
Учтите, что с момента подписания протокола показания могут быть использованы проверяющими. Поэтому внимательно прочитайте каждую страницу текста протокола.
Если что-то не так, просите переписать либо укажите в конце, с какой строкой на какой именно странице вы не согласны. Подпись лучше ставить не только в конце протокола, но и на каждом листке.