При составлении учетной политики для целей налогообложения учитывайте, что некоторые из правил можно устанавливать только в отношении всех объектов одновременно, а некоторые – к конкретному перечню объектов по выбору организации. Например, пониженные нормы амортизации могут применяться к объектам, выбранным руководителем.
Выбранные методы налогового учета амортизируемого имущества применяйте в течение всего налогового периода (года). Изменить налоговый учет амортизируемого имущества в середине года можно, только если изменилось законодательство о налогах и сборах.
Такой порядок предусмотрен абзацем 6 статьи 313 НК.
Установленный метод расчета амортизации объекта основных средств (нематериальных активов) организация вправе изменить с начала следующего налогового периода. При этом перейти с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно не раньше чем через пять лет после начала его применения (п. 1 ст. 259 НК).
Основные требования к налоговому учету амортизируемого имущества приведены в статье 323 НК. Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно. Исключение составляет амортизация при применении нелинейного метода.
Полный перечень сведений, которые должен обеспечивать аналитический учет амортизируемого имущества, приведен в статье 323 НК.
Если выбранные правила учета амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то организация может формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК).
Вести отдельные налоговые регистры необязательно.
Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.
Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения уточните источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).
Если выбранные правила учета амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, то организация должна формировать данные налогового учета основных средств обособленно от бухучета.
Если организация решила разработать налоговые регистры, то нужно иметь в виду, что обязательных форм (бланков) таких регистров в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК).
В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.).
Таковы требования статьи 314 НК.
Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Рекомендациях МНС от 19.12.2001. Использовать эти бланки необязательно, однако они могут послужить примером для разрабатываемых организацией регистров.
при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней – штраф.
Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 НК.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Налоговая ответственность за аналогичные нарушения установлена статьей 126 НК. Однако пункт 1 статьи 126 НК предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя.
Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2004 № А13-6442/03-21).Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, этот срок можно продлить.
Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде специальных форм: разработочных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.
Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано (ст. 314 НК).
Каким способом внести исправления в налоговый регистр, НК не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).