Главная » Налог на прибыль » Амортизируемое имущество (прибыль) » Как вести налоговый учет амортизируемого имущества
04.08.2020

Как вести налоговый учет амортизируемого имущества

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

Организация может установить в учетной политике для целей налогообложения:

  • метод амортизации основных средств и нематериальных активов (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую–десятую амортизационные группы) (п. 1 ст. 259 НК);
  • порядок применения «амортизационной премии» – списание не более 10 процентов (30% – в отношении основных средств, входящих в третью–седьмую амортизационные группы) первоначальной стоимости основного средства, а также расходов на его достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (п. 9 ст. 258 НК);
  • порядок применения повышающих коэффициентов к нормам амортизации основных средств (п. 1 и 2 ст. 259.3 НК);
  • применение пониженных норм амортизации (добровольное) (п. 4 ст. 259.3 НК);
  • порядок определения нормы амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 НК);
  • вместо амортизации – инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1 НК).

 

При составлении учетной политики для целей налогообложения учитывайте, что некоторые из правил можно устанавливать только в отношении всех объектов одновременно, а некоторые – к конкретному перечню объектов по выбору организации. Например, пониженные нормы амортизации могут применяться к объектам, выбранным руководителем.

Выбранные методы налогового учета амортизируемого имущества применяйте в течение всего налогового периода (года). Изменить налоговый учет амортизируемого имущества в середине года можно, только если изменилось законодательство о налогах и сборах.

 

Такой порядок предусмотрен абзацем 6 статьи 313 НК.

Изменение метода амортизации

 

Установленный метод расчета амортизации объекта основных средств (нематериальных активов) организация вправе изменить с начала следующего налогового периода. При этом перейти с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно не раньше чем через пять лет после начала его применения (п. 1 ст. 259 НК).

 

Организация налогового учета

 

Основные требования к налоговому учету амортизируемого имущества приведены в статье 323 НК. Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно. Исключение составляет амортизация при применении нелинейного метода.

 

Система налогового учета, разработанная в организации, должна содержать информацию:

  • о первоначальной стоимости имущества;
  • о сроке полезного использования;
  • о дате приобретения и введения в эксплуатацию;
  • об амортизации основных средств (нематериальных активов), начисленной за весь период эксплуатации объектов, – при линейном методе начисления амортизации;
  • об амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы (подгруппы) – при нелинейном методе начисления амортизации;
  • об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества при его выбытии из амортизационной группы;
  • о реализации (дате, цене реализации и расходах по реализации) и т. д.

 

Полный перечень сведений, которые должен обеспечивать аналитический учет амортизируемого имущества, приведен в статье 323 НК.

 

Статья 313 НК предусматривает два варианта ведения налогового учета:

  • использование регистров бухучета;
  • использование специально разработанных организацией регистров налогового учета.

 

Налоговые регистры

 

Если выбранные правила учета амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то организация может формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК).

Вести отдельные налоговые регистры необязательно.

Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения уточните источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Если выбранные правила учета амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, то организация должна формировать данные налогового учета основных средств обособленно от бухучета.

Сделать это можно двумя способами:

  • дополнив регистры бухучета необходимыми реквизитами, для того чтобы их можно было использовать в налоговом учете;
  • сформировать обособленные регистры налогового учета.

 

Если организация решила разработать налоговые регистры, то нужно иметь в виду, что обязательных форм (бланков) таких регистров в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК).

 

Требования к налоговым регистрам прописаны в статье 313 НК. Они должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

 

Кроме обязательных реквизитов, в регистр включите те реквизиты, которые помогут правильно рассчитать сумму амортизационных отчислений. Ими могут быть:

  • размеры повышающих или понижающих коэффициентов;
  • способ начисления амортизации;
  • срок полезного использования;
  • остаточная стоимость.

 

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.).

 

Таковы требования статьи 314 НК.

 

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Рекомендациях МНС  от 19.12.2001. Использовать эти бланки необязательно, однако они могут послужить примером для разрабатываемых организацией регистров.

 

ВНИМАНИЕ

при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней – штраф.

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 НК.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Налоговая ответственность за аналогичные нарушения установлена статьей 126 НК. Однако пункт 1 статьи 126 НК предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя.

Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2004 № А13-6442/03-21).Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, этот срок можно продлить.

Заполнение регистров

 

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде специальных форм: разработочных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Исправление ошибок

 

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано (ст. 314 НК).

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, НК не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).