Главная » Бухгалтерская отчетность » Как учитываются нематериальные активы предприятиями, работающими на «упрощёнке»?
05.04.2017

Как учитываются нематериальные активы предприятиями, работающими на «упрощёнке»?

 Упрощенную систему налогообложения в последнее время всё чаще применяют субъекты малого бизнеса. С начала 2013 года субъекты хозяйствования, работающие на «упрощёнке», должны вести бухучёт, то есть оформлять первичку и учётные регистры.

 

                Предлагаем ознакомиться с особенностями бухучёта нематериальных активов на УСН.

 

Для начала нужно классифицировать определённый объект как нематериальный актив. Для этого к объекту выставляется ряд критериев, определенных в Положении по бухучёту 14/2007 «Учет нематериальных активов», а именно:

 

  1. объект необходим предприятию для получения доходов;
  2. субъект хозяйствования вправе проводить хозяйственную деятельность, направленную на получение выгоды, в которой будет использоваться данный объект;
  3. рассматриваемый объект может быть отделён от других и быть самостоятельным;
  4. срок его эксплуатации составляет не меньше года;
  5. по каким-либо причинам объект не будет подлежать списанию предприятием на протяжении текущего года;
  6. можно определить действительную стоимость объекта;
  7. объект не облечён в физическую форму.

 

Таким образом, под вышеуказанные параметры подходят:

программы для ПК;

научные разработки и новаторские решения;

изобретения и произведения искусства;

репутация компании, а также права на товарный знак, коммерческое название или товарный образец.

 

Отражаем в бухучёте покупку нематериального актива

 

Чтобы поставить нематериальный актив (НМА) на учёт, необходимо знать его стоимость. В неё входит:

1) стоимость приобретённого права, которая была выплачена правообладателю на основании договора;

2) плата за информационный сервис, связанный с покупкой такого права;

3) таможенные платежи, налоги, которые не подлежат возмещению;

4) другие расходы, сопряжённые с приобретением нематериального актива.

Изначально провести НМА в бухучёте можно, используя счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Покупку и постановку на учёт НМА предприятиями, работающими на упрощёнке, можно отобразить следующим образом:

Дебет 60 – Кредит 51 – Оплата стоимости НМА на банковский счёт;

Дебет 08 – Кредит 60 (76) – Учёт расходов на покупку НМА;

Дебет 08 – Кредит 60 (76) – Учёт НДС (таможенного сбора);

Дебет 04 – Кредит 08 – Постановка на учёт НМА.

 

Субъекты хозяйствования, работающие на УСН, освобождены от уплаты НДС, поэтому они не используют счёт № 19, а учитывают налоги и сборы через счёт 08.

Принимается НМА специально созданной для этих целей комиссией, члены которой по факту составляют и подписывают акт приёма-передачи. Под каждый нематериальный актив нужно завести учётную карточку, где указать его стоимость, срок эксплуатации, основные параметры и нормы по амортизации.

 

Как произвести учёт созданных на предприятии НМА?

 

Организация может обязать своего сотрудника создать объект интеллектуальной собственности, которым предприятие будет пользоваться в хозяйственной деятельности.

 

В таком случае, расходы на нематериальный актив будут включать:

зарплату работников, создающих НМА;

отчисления в страховые службы;

плата за дополнительные услуги сторонним организациям;

расходы на содержание оборудования, необходимое для создания объекта.

 

Учёт НМА в данной ситуации будет проводиться по такому принципу:

  1. Дебет 08 — Кредит 70 – Начисление зарплаты;
  2. Дебет 08 – Кредит 69 – Выделение ЕСН;
  3. Дебет 08 – Кредит 10 – Включение в стоимость матзатрат;
  4. Дебет 60 – Кредит 51 – Уплата госплошлины;
  5. Дебет 04 – Кредит 08 – Постановка НМА на учёт.

 

Как начислить амортизацию?

Амортизация нематериальных активов должна рассчитываться с месяца, который следует за месяцем постановки указанного объекта на учёт.

Амортизировать НМА на упрощёнке можно по счету 05 (в таком случае прописываем Дебет 05 – Кредит 04; Дебет 44 – Кредит 05) и даже без его использования (Дебет 44 – Кредит 04).

Чтобы начислить амортизацию, нужно определиться со сроком эксплуатации НМА, то есть периодом, на протяжении которого он будет использоваться компанией для увеличения доходной части. Желательно, чтобы этот срок ежегодно пересматривался.

При этом, в случаях, когда срок эксплуатации нематериального актива установить невозможно, то и его амортизация не производится.

 

В бухгалтерской практике выделяют три метода расчёта амортизации:

линейный;

остаточный;

пропорциональный объёмам выпущенной продукции.

 

Субъект хозяйствования вправе самостоятельно выбрать любой из вышеперечисленных способов и отобразить его в бухгалтерских документах.

 

Списываем НМА с баланса предприятия.

Если срок эксплуатации НМА подошёл к концу, а также по иным причинам (к примеру, передача прав на объект стороннему предприятию и т.д.), в обязательном порядке нужно провести списание данного объекта.

 

Для этих целей необходимо использовать счет 91 «Прочие расходы». Чтобы провести эту операцию, нужно сперва списать амортизацию (Дебет 05 – Кредит 04), а потом списать остаточную стоимость НМА (Дебет 91 – Кредит 04). Если же амортизация по 05 счёту не производилась, списывается только остаточная стоимость нематериального актива.

 

Более того, необходимо составить акт на списание НМА. Оформляется и подписывается документ специально созданной для этих целей комиссией. В единственном экземпляре акт хранится в бухгалтерии предприятия на протяжении 5-ти лет.

 

Желаете узнать больше полезной информации в сфере бухучёта? Онлайн-бухгалтерия «Энтерфин» приглашает вас в ряды своих пользователей. Нашим клиентам доступна огромная база знаний по всем областям ведения хозяйствования. Мы оперируем новейшими законодательными актами, а также только актуальными образцами по оформлению бухгалтерских документов.