Главная » УСН » Как списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) приобретено (создано) в период упрощенки
15.08.2020

Как списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) приобретено (создано) в период упрощенки

Александр Косолапов государственный советник РФ 1-го класса

Первоначальная стоимость ОС

 

В первоначальную стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств включите:

  • суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (например, монтаж);
  • суммы НДС и акцизов, уплачиваемых поставщику. НДС и акцизы включаются в первоначальную стоимость, поскольку организация на упрощенке не является плательщиком этих налогов (п. 3 ст. 346.11 и подп. 3 п. 2 ст. 170 НК, п. 8 ПБУ 6/01);
  • суммы НДС, удержанные организацией – налоговым агентом при приобретении основных средств, являющихся имуществом казны (письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-11-11/115);
  • расходы на оплату работ по договору строительного подряда и иным договорам и т. д.

 

Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в бухучете, указан в пункте 8 ПБУ 6/01 и приведен в таблице.

Первоначальная стоимость основного средства может измениться, если организация проводит достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение объекта (п. 14 ПБУ 6/01).

 

Первоначальная стоимость НМА

 

Порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от того, приобретены они или созданы самой организацией.

 

В первоначальную стоимость приобретенных нематериальных активов включите:

  • суммы, уплачиваемые по договору уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
  • расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
  • НДС, уплачиваемый продавцу. НДС включается в первоначальную стоимость, так как организация на упрощенке не платит этот налог (п. 3 ст. 346.11, подп. 3 п. 2 ст. 170 НК, п. 8 ПБУ 14/2007);
  • государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива и т. д.

 

Полный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость приобретенных нематериальных активов, содержится в пунктах 8 и 10 ПБУ 14/2007.

 

Эти же расходы учтите и при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов, созданных самой организацией. Кроме того, к расходам, которые формируют первоначальную стоимость таких активов, относите затраты, непосредственно связанные с их созданием.

Это могут быть затраты на материалы, услуги сторонних организаций, оплату труда и т. д. Такие правила установлены пунктами 9–10 ПБУ 14/2007.

 

Входной НДС, предъявленный поставщиками, в этом случае также включите в первоначальную стоимость объекта (п. 3 ст. 346.11, подп. 3 п. 2 ст. 170 НК, п. 9 ПБУ 14/2007).

 

Расходы, уменьшающие налоговую базу

 

При расчете единого налога можно учесть расходы на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. 

 

Это следует из положений подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 346.16 НК.

 

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества, а также на достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств можно учесть при расчете единого налога, если выполнены следующие условия:

  • организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами;
  • расходы оплачены (полностью или частично);
  • объект предназначен для использования в деятельности, которая может приносить доходы;
  • работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств завершены;
  • основное средство введено в эксплуатацию (нематериальный актив учтен на одноименном счете 04).

 

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.18, подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 и пункта 3 статьи 346.16 НК.

 

При частичной оплате расходов на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества, а также на достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств их можно учесть в уменьшение налоговой базы в сумме оплаты. Дожидаться полного погашения стоимости основных средств не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК). 

 

ВНИМАНИЕ

с 29 сентября 2019 года, чтобы учесть в расходах недвижимость, не нужно ждать подачи документов на регистрацию права собственности (п. 54 ст. 2 , п. 1 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Новое правило применяйте начиная с расчета авансовых платежей за девять месяцев 2019 года.

Поправки касаются расходов по всем основным средствам независимо от того, когда вы их приобрели и передали документы на регистрацию права собственности.

Теги: