Главная » Бухгалтерская отчетность » Как списать кредиторскую задолженность предприятия, работающего на УСН?
28.04.2017

Как списать кредиторскую задолженность предприятия, работающего на УСН?

Кредиторская задолженность – это долг субъекта хозяйствования перед поставщиком, наёмными работниками, бюджетным фондами и другими кредиторами. Есть ряд оснований, при наличии которых у предприятия может возникнуть невостребованная кредиторская задолженность, подлежащая списанию.

Процедуру списания долгов по кредиторским обязательствам можно начинать по одному из двух оснований:

1) закончился срок для подачи искового заявления в суд;
2) кредитор-контрагент находится на стадии ликвидации.

Срок исковой давности – это период, на протяжении которого у лица есть право обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением. По гражданскому законодательству общий срок исковой давности составляет 3 года. Более того, бывают и сокращённые, и пролонгированные сроки.

Так, признать сделку ничтожной можно в течение десяти лет с даты её заключения. И наоборот, для предъявления иска по поводу некачественно проделанной работы даётся лишь один год.

 

Этапы списания безнадёжной задолженности

 

Кредиторскую задолженность можно выявить во время проведения анализа обязательств предприятия, основанием для которого может послужить выявление долгов в бухучёте. Чтобы подтвердить наличие безнадёжного долга, необходимо составить акт по форме №ИНВ-17.

Важный нюанс: каждое кредиторское обязательство, признанное безнадёжным, должно быть документально подтверждено с указанием сумм и сроков его возникновения. Таким документом может быть договор, акт, товаротранспортная накладная и т.д.
Имея на руках документ, подтверждающий невостребованную задолженность, уполномоченное лицо предприятия (как правило, бухгалтер) обязано составить справку, где указать основание для списания долга. Если контрагент ликвидируется, в качестве соответствующего документа прилагается выписка из ЕГРЮЛ или же копия свидетельства о ликвидации ЮЛ.

Если списание происходит на основании окончания срока исковой давности, в справке нужно описать его полный расчёт.

Следующий шаг – решение главы предприятия, которым списывается кредиторская задолженность. Изначально может показаться, что такое списание не приведёт к ненужным вопросам налоговиков, но в отдельных случаях это не так.

Доход на упрощёнке – это сумма, которая поступает на расчётный счёт или непосредственно в кассу предприятия. Таким образом, день, когда невостребованная задолженность списывается, является днем получения внереализационного дохода. Такой долг погашается по 91-му счёту (субсчет 01 – «Внереализационные доходы»).

Если кредиторская задолженность списывается как внереализационный доход, нужно, в первую очередь, определиться с налоговым периодом совершения такой операции. Зачастую бухгалтерия проводит списание в месяце принятия решения об этом главой предприятия. При этом, налоговые инспекции рекомендуют включать безнадёжную задолженность в доходы того месяца, когда был выявлен данный факт.

Пример:

У ООО «Лотос» на балансе числится невостребованная задолженность перед ООО «Лилия» на сумму 300 тыс. руб. Долг возник 20 ноября 2011 года. Между предприятиями сверка не проводилась, и, соответственно, подписанного акта сверки нет. Трёхгодичный срок исковой давности истёк 20 ноября 2014 года. В следствии инвентаризации от 01.07.2016 года обнаружилась эта задолженность. 13.07.2016 глава «Лотоса» издаёт приказ, по которому задолженность нужно списать. Бухгалтерия включает сумму в 300 тыс. руб. в доходы предприятия, проводя в бухучёте это следующим образом:
Дебет 60 Кредит 91.01 – 300 000 рублей.

В судебных инстанциях, рассматривая подобные налоговые споры, часто внимают позиции налоговой службы. Финансисты же смотрят на этот вопрос с другой стороны – кредиторскую задолженность необходимо списывать в последний рабочий день истечения срока исковой давности кредиторских обязательств.

 

Приведём пример, как включать невостребованную кредиторскую задолженность в состав внереализационного дохода для предприятия на «упрощёнке»:

Предприятие «Колос» работает на «упрощёнке» и находится на объекте налогообложения «Доходы». 25 августа 2012 года предприятие закупило необходимую для работы технику на 580 тысяч рублей. 26 августа 2012 поставщику перечислена сумма в 500 тысяч руб. В течение трёх последующих лет претензий по поводу долга в 80 тысяч рублей от продавца не поступало, сверка расчётов также не производилась. Срок исковой давности закончился 25 августа 2015 года. Таким образом, сумму безнадёжного долга в 80 000 рублей необходимо включить в налоговую базу расчёта авансового платежа УСН за 9 месяцев 2015 года.

 

Благодаря онлайн-бухгалтерии «Энтерфин» наши клиенты ознакомлены со всеми нюансами в работе предприятия, находящегося на «упрощёнке». Наши ответственные специалисты изучают все изменения в налоговом законодательстве и незамедлительно доводят их до сведения пользователей. Чтобы использовать ресурс интернет-бухгалтерии в полном объёме, необходимо всего лишь пройти простую регистрацию на сайте.
боте предприятия, находящегося на «упрощёнке». Наши ответственные специалисты изучают все изменения в налоговом законодательстве и незамедлительно доводят их до сведения пользователей. Чтобы использовать ресурс интернет-бухгалтерии в полном объёме, необходимо всего лишь пройти простую регистрацию на сайте.