28.01.2022

Как составить претензию.

Чтобы суд посчитал ваше требование претензией, укажите, кто, кому, о чем и почему предъявляет требование. Дополните претензию иными необходимыми реквизитами.

 

Если контрагент нарушил договор, направьте претензию. Во-первых, чаще всего претензии достаточно, чтобы контрагент исправил все недочеты. Во-вторых, претензия поможет соблюсти досудебный порядок разрешения спора, если это необходимо в силу закона или договора.

Из претензии должно быть понятно, кто, кому, о чем и почему предъявляет требование. Все остальные признаки – формальные. Если их нет, это не влияет на квалификацию требования в качестве претензии.

Если не направите контрагенту претензию, а сразу предъявите иск, арбитражный суд не станет рассматривать ваше заявление.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Уменьшим налоги. Заменим бухгалтеров, кадровика и юристов.
Узнать больше
Enterfin.ru

 

Мы сделали робота-помощника, который поможет вам выбрать претензию под вашу ситуацию. Используйте его или можете составить претензию сами – смотрите советы в рекомендации.

 

Понятие претензии.

 

Претензия – требование лица устранить угрозу нарушения его права либо восстановить уже нарушенное право. Требование адресовано предполагаемому нарушителю права.

Для того, чтобы требование заявителя считалось претензией, из него должно быть понятно, кто, кому, о чем и почему предъявляет требование. Отсутствие формальных признаков не влияет на квалификацию требования. Например, если в тексте нет слова «претензия», требование не перестает быть претензией, если в нем содержатся все существенные условия.

 

Кто предъявляет требование.

Из претензии должно быть понятно, от кого она исходит. Эту информацию можно узнать из шапки бланка, сведений на фирменном бланке, подписи и печати заявителя. Анонимное требование претензией не считается.

 

Кому предъявляют требование.

Из текста претензии должно быть понятно, кому адресованы требования. Обычно адресата претензии указывают в шапке претензии, но можно это сделать и в основном тексте претензии. Если из заявления непонятно, кому оно адресовано, то требование не считается претензией.

 

О чем требование.

В претензии должно быть указано материально-правовое требование заявителя к адресату. Например, взыскать убытки или расторгнуть договор. Если такого требования нет, заявление не считается претензией.

 

Причины требования.

В претензии должно быть указано, по какому основанию предъявляют требование адресату. Нужно указать именно фактические обстоятельства, из которых вытекает требование. Ссылаться на правовые нормы не обязательно.

 

Суды принимают в качестве претензий документы, которые иногда даже внешне не похожи на претензии, но отвечают всем их существенным признакам:

  • требование заплатить по банковской гарантии (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.08.2018 № Ф05-14888/2018 по делу № А40-66751/2018);
  • письмо с проектом соглашения о расторжении контракта (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2019 № Ф05-12534/2019 по делу № А41-79580/2018);
  • копия искового заявления с отметкой о необходимости считать это заявление претензией (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.10.2017 № Ф03-4269/2017 по делу № А04-5317/2017).

 

Если в требование не включить какое-то из существенных для претензии условий, суд не посчитает это требование претензией, а досудебный порядок не будет соблюден.

 

Форма претензии.

Претензию составьте в письменной форме. Это поможет подтвердить отправку претензии контрагенту. Чаще всего стороны сами указывают в договоре, что обязуются направлять друг другу любые претензии в связи с договором в письменной форме.

 

Реквизиты претензии.

 

Текст претензии должен включать в себя семь реквизитов:

  • обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем;
  • факты, которые свидетельствуют о нарушении или об угрозе нарушения прав заявителя;
  • ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований заявитель;
  • ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, которые обосновывают требования заявителя;
  • требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения;
  • расчет взыскиваемой суммы;
  • описание прилагаемых к претензии документов.

 

Если кредитор направит должнику претензию об уплате денег по одному договору, а затем подаст иск о взыскании денег по другому договору, суд посчитает претензионный порядок несоблюденным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.01.2018 № Ф07-14265/2017 по делу № А56-59297/2016).

Требование нужно сформулировать четко и ясно, чтобы избежать разночтений. Само требование должно основываться на указанных в претензии фактических обстоятельствах и нормах права.

 

Внимание
Если не сформулировать в претензии конкретное требование к контрагенту, это может повлечь негативные для заявителя последствия

Претензия должна обязательно содержать требование заявителя к контрагенту урегулировать спор способом защиты, который предусмотрен в законе.

Если претензия не содержит требования к контрагенту, то последствия направления такой претензии будут различаться в зависимости от того, предусмотрен ли в законе или в договоре для данного спора обязательный претензионный порядок.

Если такой порядок не предусмотрен, то претензия просто может не достичь того эффекта, которого желал заявитель. Это связано с тем, что контрагент может не понять, чего именно от него хочет заявитель.

Если в законе или договоре предусмотрен обязательный претензионный порядок, то в данном случае он будет не соблюден.

Суд может посчитать, что досудебный порядок не соблюден.

 

Требование в претензии сформулируйте так же, как и в исковом заявлении, которое собираетесь подавать, если контрагент не исполнит ваши требования. В противном случае суд может посчитать, что истец нарушил правила претензионного порядка.

Если собираетесь предъявить своему контрагенту несколько требований, то укажите все требования в претензии. Например, требование о взыскании основного долга и о расторжении договора. Вы выполните досудебный порядок только в отношении тех требований, которые указали в претензии.

Сумма основного долга в претензии и в исковом заявлении должна быть одинаковая. Даже если истец докажет, что в претензии просто ошибся в расчетах, суд все равно не станет рассматривать требования, которых не было в претензии (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2018 № Ф06-28547/2017 по делу № А55-19288/2016).

Однако из этого правила есть одно исключение, которое касается всех дополнительных требований: если кредитор направил претензию только о взыскании основного долга, то в суде он также сможет взыскать неустойку и проценты. Однако если суд уже вынес решение о взыскании основного долга, то до подачи иска о взыскании неустойки придется заново направить претензию (п. 15 постановления Пленума от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства», далее – Постановления ВС № 18).

Заявителю, который указывает в претензии срок исполнения своих требований, нужно учитывать два обстоятельства.

Во-первых, срок выполнения требований претензии должен быть разумным. Это означает, что с учетом доставки претензии контрагент должен иметь реальную возможность исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя о принятом решении. Как правило, на выполнение требований претензии дают срок до одного месяца.

Во-вторых, если предъявляете претензию, чтобы соблюсти обязательный претензионный порядок, то учтите, что сроки исполнения требований по умолчанию установлены в законе. Например, срок ответа на требование об изменении или о расторжении договора составляет 30 дней, но может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону договором или в самой претензии (п. 2 ст. 452 ГК).

А иск в арбитражный суд о взыскании денег по договору либо вследствие неосновательного обогащения и в других случаях, когда обязательный досудебный порядок установлен в законе или в договоре, можно подать только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК).

 

Учтите, что суд может посчитать новый срок должнику офертой на изменение условий договора Если в претензии заявитель предоставляет должнику срок для выполнения своих требований, то укажите, что этот срок не является офертой на изменение условий договора. Суд может расценить претензию, в которой не содержится такой оговорки, как простое предложение одной из сторон другой стороне изменить условия договора. В этом случае заявитель будет лишен как права расторгнуть договор по истечении срока, указанного в претензии, так и права взыскать санкции в связи с неисполнением своих обязательств контрагентом. Чтобы избежать такого рода рисков, рекомендуется вставить в текст претензии оговорку следующего содержания: «Настоящая претензия не является офертой на изменение сроков исполнения обязательства и не отменяет право кредитора взыскать с должника санкции за просрочку исполнения условий заключенного договора».

 

Расчет взыскиваемой суммы.

Если сумма требования складывается из нескольких периодов либо включает в себя несколько составных частей, в том числе проценты, то целесообразно привести расчет суммы. Отдельно выделять в общей сумме размер налога не обязательно.

Если помимо основного долга планируете взыскать неустойку или пени, размер которых к моменту судебного разбирательства изменится, то здесь есть два варианта.

Если рассчитываете, что должник исполнит свои требования без суда, и тогда вы не будете взыскивать неустойку и проценты, то их суммы указывать не стоит. А если затем будете обращаться в суд, то в исковом заявлении укажите точные суммы процентов и пеней на дату подачи иска. Суды считают, что указывать в претензии точные суммы процентов и неустойки, которые затем будете взыскивать в суде, не обязательно (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018 № Ф05-7994/2018 по делу № А41-43282/2017).

Если хотите, чтобы должник погасил долг с процентами, то укажите в претензии точную сумму дополнительных требований на дату предъявления претензии. Кроме того, сделайте в претензии оговорку, что при обращении в суд взыскиваемая сумма изменится в большую сторону.

 

Суды не посчитают, что вы нарушили досудебный порядок, если:

  • не указали расчет суммы долга (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2018 № Ф07-15967/2018 по делу № А42-3277/2018);
  • не привели детальный расчет неустойки (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.06.2019 № Ф10-2333/2019 по делу № А64-2657/2018);
  • ошиблись в расчете неустойки (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2018 № Ф05-13221/2018 по делу № А40-28224/2018).

 

Описание прилагаемых к претензии документов.

 

Приложите к претензии документы, подтверждающие факты нарушения договора контрагентом и обстоятельства, при которых произошло такое нарушение. Например, можно приложить акты оказанных услуг, счета и акт сверки.

Имеет смысл прикладывать только те документы, которых у контрагента нет либо которые контрагенту необходимо подписать. Это связано с тем, что по таким документам контрагент сможет убедиться, что ваше требование правомерно. А подписанные контрагентом документы помогут отстоять позицию, если дело дойдет до суда.

Документы, которые не имеют отношения к обстоятельствам конфликта, прикладывать к претензии не нужно, поскольку они не помогут разрешить возникшие разногласия. Кроме того, контрагент может посчитать, что ваше требование необоснованно.

 

Проверьте контрагента, прежде чем направить претензию. Посмотрите информацию о судебных делах, в которых участвует контрагент. Проверьте сведения о банкротстве и подробную информацию о руководителе. Это поможет определиться с точными формулировками в претензии и спрогнозировать вероятность обращения в суд. Получить эти сведения можно из разных бесплатных источников.