Главная » Проверки » Как проводится совместная налоговая проверка
24.08.2020

Как проводится совместная налоговая проверка

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина Россиизш

Совместные налоговые проверки проводятся налоговыми инспекциями с привлечением сотрудников полиции. Совместные проверки могут быть только выездными.

 

Это следует из положений пункта 1 статьи 36 НК.

 

Порядок организации и проведения совместных налоговых проверок установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347.

 

Основания для совместной проверки

 

Для проведения совместной проверки налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п. 7 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347).

 

Такой запрос может быть направлен как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347). На практике это означает, что обычная выездная проверка в любой момент может стать совместной.

 

Основанием для привлечения к выездной проверке сотрудников полиции может быть:

  • наличие у налоговой инспекции данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников полиции;
  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
  • необходимость присутствия сотрудников полиции для обеспечения безопасности проверяющих, когда организация препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью;
  • назначение выездной проверки на основании материалов, предоставленных налоговой инспекции органами полиции в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК.

 

Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347.

 

Кроме того, в некоторых случаях ФНС обязывает налоговые инспекции привлекать сотрудников полиции к проведению налоговых проверок. Примерный перечень таких случаев приведен в письме ФНС от 24.08.2012 № АС-4-2/14007.

Например, проведение совместной проверки будет обязательным, если налоговая инспекция выявила участие организации в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Сотрудники полиции будут задействованы и в том случае, если, узнав о проведении выездной налоговой проверки, организация активно препятствует ее проведению (например, меняет свое местонахождение, начинает процедуру реорганизации или ликвидации).

 

Организация проверки

 

Инициатором совместной выездной проверки может стать как налоговая инспекция, так и органы полиции. При этом организатором проверки всегда является налоговая инспекция: именно она будет принимать решение о проведении совместной налоговой проверки.

 

Такое решение оформляется в соответствии со статьей 89 НК, то есть в том же порядке, что и при назначении обычной выездной проверки. Об этом сказано в пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347.

 

Права проверяющих

 

В ходе совместной выездной проверки все проверяющие действуют в пределах своей компетенции (п. 5 и 11 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347).

 

В этом и заключается особенность совместной проверки. За счет привлечения сотрудников полиции возможности и методы контроля в рамках выездной налоговой проверки расширяются.

 

Сотрудники налоговой инспекции действуют в соответствии с Налоговым кодексом, Законом от 21.03.1991 № 943-1 и другими нормативно-правовыми актами (п. 12 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347). 

 

Что касается сотрудников полиции, то они руководствуются законами от 07.02.2011 № 3-ФЗ и от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Основные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции (в т. ч. и при проведении совместной налоговой проверки), перечислены в статье 6 Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

 

Причем некоторые из этих мероприятий сотрудники полиции вправе проводить только на основании предварительной судебной санкции. Например, без предварительного судебного решения сотрудники полиции не могут проверять почту (в т. ч. электронную) и прослушивать телефонные переговоры. Это следует из статьи 8 Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

В то же время проводить опросы, наводить справки, собирать образцы для сравнения, исследовать предметы и документы и изымать их (в т. ч. компьютеры или жесткие диски к ним) они вправе и без разрешения суда (ст. 6 и 8, п. 1 ст. 15 Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

 

Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, могут быть приобщены к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений (абз. 2 п. 14 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347).

 

В остальном совместная налоговая проверка ничем не отличается об обычной выездной налоговой проверки.

 

Оформление результатов проверки

 

Оформление результатов и принятие решения по итогам совместной проверки происходит по правилам статей 100 и 101 НК (п. 15 Инструкции, утв. приказом МВД и ФНС от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347), то есть в те же сроки и в том же порядке, что и результаты обычной выездной проверки.