Главная » Проверки » Права и обязанности при налоговых проверках » Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство
22.08.2020

Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России

 

Акты налогового законодательства

 

Налоговое законодательство России включает в себя НК и принятые в соответствии с ним федеральные и региональные законы о налогах, сборах и страховых взносах, нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые в муниципальных образованиях (ст. 1 НК). 

 

НК регулирует страховые взносы:

  • на обязательное пенсионное страхование (предусмотрено Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ);
  • обязательное медицинское страхование (предусмотрено Законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
  • страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страхование предусмотрено Законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

 

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в сферу налогового законодательства не входят.

 

Порядок их начисления по-прежнему регулирует Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ. А уплату этих взносов контролируют не налоговые инспекции, а территориальные отделения ФСС (п. 3 ст. 2 НК).

 

Федеральный закон, который принят в соответствии с НК, может предусматривать в качестве эксперимента введение нового налога, сбора или специального налогового режима на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 1 НК).

Например, Законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ о налоге на профессиональный доход этот спецрежим изначально вводился в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

 

Кроме НК и принятых в соответствии с ним законов, в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, налоговые правоотношения регулируют нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами власти (в пределах их компетенции):

  • Правительством;
  • Минфином (постановление Правительства от 07.04.2004 № 185), ФНС (постановление Правительства от 30.09.2004 № 506) или ФТС (постановление Правительства от 26.07.2006 № 459);
  • органами законодательной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований.

 

В 2020 году изменять и дополнять налоговое законодательство вправе Правительство, федеральные органы исполнительной власти и высшие исполнительные органы субъектов РФ (подробнее о полномочиях). С 1 апреля 2020 года такой порядок предусмотрен в статье 4 НК (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Порядок введен для преодоления кризисных явлений в экономике, в том числе из-за пандемии коронавируса. Ранее налоговое законодательство можно было менять и дополнять только поправками в НК.

Полномочия ФНС издавать нормативные правовые акты по налогам и сборам предусмотрены НК. Например, отдельные формы документов, которые используют в работе налоговые инспекторы, утверждены приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Перечень правовых актов, их отдельных частей, положений с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается во время налоговых проверок, утвержден приказом ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278 и размещен на официальном сайте ФНС.

 

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 2 постановления Правительства от 13.08.1997 № 1009).

 

Нормативные правовые акты ФНС издаются в виде приказов (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53). Нормативные акты ФТС издаются в виде приказов или в ином установленном виде (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФТС от 04.09.2018 № 1380).​​​​​

 

Антикризисные НПД в 2020 году  

 

Чтобы оперативно реализовывать решения по противодействию кризисным явлениям в экономике и распространению коронавируса, Правительству, федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов РФ предоставили новые полномочия.

 

Правительство вправе:

  • приостановить, отменить или перенести на более поздний срок мероприятия налогового контроля. Например, выездные налоговые проверки и проверки сделок между взаимозависимыми лицами;
  • приостановить течение сроков мероприятий налогового контроля;
  • перенести на более позднюю дату сроки уплаты налогов, страховых взносов, а также авансовых платежей, в том числе тех, которые установлены субъектами РФ;
  • продлить сроки представления в ИФНС деклараций, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, сведений;
  • продлить сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, а также сроков принятия решений о принудительном взыскании долга;
  • определять условия и порядок предоставления в 2020 году отсрочки, рассрочки по уплате налоговой задолженности;
  • определять условия и порядок применения способов обеспечения уплаты налоговой задолженности;
  • определять условия и порядок освобождения от штрафов за опоздание или непредставление в ИФНС деклараций, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, сведений.

 

В целях реализации данных полномочий Правительство издало постановления:

  • от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
  • от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

 

Высшие исполнительные органы субъектов РФ вправе продлить сроки уплаты налогов по УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также региональных, местных налогов и авансовых платежей. Местные власти могут воспользоваться правом в двух ситуациях – если Правительство не продлило сроки уплаты либо продлило на более раннюю дату.

При этом перенести срок уплаты налогов могут не всем организациям и ИП в регионе, а только определенной категории налогоплательщиков.

 

Изданные по новым правилам нормативные акты будут применяться с 1 января до 31 декабря 2020 года. Такой порядок указан в подпунктах 3–5 пункта 1 статьи 4 НК.

 

Действие нормативных актов для инвесторов

 

С 1 апреля 2020 года организации, которые реализуют инвестиционный проект и заключают с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений, вправе работать по правилам налогового законодательства на дату регистрации соглашения в специальном реестре.

Такой механизм называется «стабилизационная оговорка». На участников соглашения не будут распространяться поправки, увеличивающие налоговую нагрузку или ставки, отменяющие льготы, меняющие порядок и сроки уплаты налога.

 

Стабилизационная оговорка не действует, когда:

  • новые налоги имеют схожий объект обложения и они вводятся взамен старых налогов;
  • вводят новые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также меняют условия, сроки применения и прекращения по данным льготам.

 

Ограничения по видам деятельности

 

Соглашение можно заключать по новым инвестиционным проектам в различных сферах экономики:

  • в промышленности, кроме производства табака, алкоголя и жидкого топлива по перечню Правительства;
  • сельском хозяйстве;
  • строительстве, кроме строительства административно-деловых центров, торговых центров, жилых домов;
  • других сферах, по которым нет прямого запрета.

 

Соглашение нельзя заключить в сферах:

  • оптовой и розничной торговли;
  • строительства, модернизации, реконструкции административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;
  • финансовой деятельности, кроме случая выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта;
  • игорного бизнеса;
  • добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа, кроме сжиженного природного газа.

 

Стороны соглашения

 

Одной из сторон в соглашении будет выступать уполномоченный исполнительный орган:

  • от РФ – Минфин в лице министра или его заместителя;
  • субъекта РФ – финансовый орган субъекта РФ, например Комитет финансов Ленинградской области, Министерство финансов республики Карелия и т. п., в лице министра, главы комитета, отдела или его заместителя ;
  • муниципального образования – в лице главы муниципального образования или его заместителя.

 

На какие налоги распространяется соглашение

По каким налогам действует стабилизационная оговорка, зависит от того, с кем организация, реализующая инвестпроект, заключила соглашение: с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

С кем заключено соглашение По каким налогам не учитываются изменения
Субъект РФ Налог на имущество организаций, транспортный налог
РФ и субъект РФ Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог
Субъект РФ, муниципальное образование Налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог
РФ, субъект РФ и муниципальное образование Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог

 

Срок действия соглашения

 

Соглашение можно заключить до 1 января 2030 года. Срок стабилизационной оговорки указывают в соглашении. Оговорка может быть установлена на срок:

  • 6 лет – если объем капиталовложений менее 5 млрд руб.;
  • 15 лет – если объем капиталовложений от 5 до 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если объем капиталовложений свыше 10 млрд руб.

 

Срок стабилизационной оговорки можно однократно продлить на 6 лет.

 

Документы

Чтобы заключить соглашение, организация, реализующая инвестпроект, должна направить в уполномоченные органы заявление. Форму заявления и требования к прилагаемым к нему документам установит Правительство.

Подать заявление и документы можно будет через личный кабинет ГИС «Капиталовложения», который заработает после 2 апреля 2021 года. До начала работы системы заявление и документы нужно оформить на бумаге и отправить по почте в уполномоченный орган.

 

Такой порядок указан в статьях 2, 6, 9–11 Закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ, статье 1 Закона от 01.04.2020 № 70-ФЗ и подтверждается письмом ФНС от 03.04.2020 № БС-4-21/5660.

 

Официальная публикация

 

Законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые правоотношения, приобретают юридическую силу только после их официального опубликования. Это следует из положений части 3 статьи 15 Конституции.

 

Официальным опубликованием признается размещение полного текста документа:

  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – для законов (ст. 4 Закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ);
  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (п. 2 Указа Президента от 23.05.1996 № 763) – для указов Президента и нормативно-правовых актов Правительства;
  • в «Российской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – для прошедших регистрацию в Минюсте нормативно-правовых актов министерств и ведомств (п. 9 Указа Президента от 23.05.1996 № 763).

 

Вступление в законную силу

 

Момент, когда законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, вступают в силу, не совпадает с датой их официального опубликования.

 

Общий порядок вступления в силу таких документов следующий:

  • акты законодательства о налогах (например, законы о внесении изменений в гл. 21 или 25 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК);
  • акты законодательства о сборах (например, законы о внесении изменений в гл. 25.3 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК);
  • акты законодательства о страховых взносах (например, законы о внесении изменений в гл. 34 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК);
  • федеральные и региональные законы, а также нормативно-правовые акты муниципальных образований, которые вводят новые налоги или сборы, вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования, но и не раньше 1 января года, следующего за годом их принятия (абз. 4 п. 1 ст. 5 НК);
  • нормативно-правовые акты Правительства вступают в силу по истечении семи календарных дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 и 6 Указа Президента от 23.05.1996 № 763);
  • нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 календарных дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа Президента от 23.05.1996 № 763);
  • приказы ФНС об утверждении или изменении форм и форматов налоговой отчетности вступают в силу не ранее чем через два месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 5 ст. 5 НК).

 

При этом на нормативно-правовые акты Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления распространяются особые правила введения в действие, предусмотренные статьей 5 НК.

Исключением из этих правил является порядок введения в действие актов налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков.

Такие нормативно-правовые акты перечислены в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК. Они могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 5 НК.

Кроме того, порядок введения в действие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые правоотношения, связан с принятием законов (решений) о бюджетах различных уровней.

Если документ, меняющий налоговое законодательство, принят после того, как закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год был внесен на рассмотрение в Госдуму (региональный или местный орган представительной власти), то этот документ вступает в силу не раньше 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

 

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 174.1 БК.

 

Обратная сила нормативных актов

 

Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).

 

Обратную силу всегда имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.

 

Это акты:

  • отменяющие налоги, сборы, страховые взносы;
  • снижающие ставки налогов и сборов, тарифы страховых взносов;
  • улучшающие положение налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

Обратной силы не имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устанавливают новые налоги, сборы, страховые взносы;
  • устанавливают ответственность или дополнительные обязанности;
  • повышают налоговые ставки (размеры сборов), тарифы страховых взносов;
  • ухудшают положение налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.

 

Обо всем этом сказано в статье 5 НК.

 

Сроки по НК

 

Сроки в НК установлены:

  • календарной датой. Например, срок уплаты НДС у налогоплательщиков – не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом;
  • указанием на событие или действие. Например, в течение месяца после того, как организация создала обособленное подразделение, нужно сообщить об этом в ИФНС головного отделения;
  • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Например, камеральная проверка охватывает период, за который представлена отчетность.

 

Когда в конкретной статье НК не уточняется, в каких днях считать срок – календарных или рабочих, считайте срок в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК). Например сроки представления документов на проверку.

Последний день срока, который выпал на выходной, нерабочий праздничный день или нерабочий день, сдвигают на ближайший следующий за ним рабочий день.

 

Такой прядок с 1 апреля 2020 года предусмотрен в пункте 7 статьи 6.1 НК (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

 

До 1 апреля 2020 года в НК не было правил о переносе сроков из-за нерабочих дней, которые не были праздниками. Налогоплательщикам, приостановившим деятельность из-за коронавируса на основании Указа Президента от 25.03.2020 № 206, сроки налоговых деклараций и расчетов, которые выпали на 30 или 31 марта 2020 года, Минфин перенес на ближайший рабочий день (письмо от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589).

 

О других документах в письме Минфина не сказано, поэтому их безопаснее представить в обычные сроки. Читайте подробнее, как считать сроки представления документов, если рабочие дни стали нерабочими по Указу Президента.

Сроки «до такой-то даты» и «не позднее» равнозначны. И те, и другие обозначают последний день срока. Сроки, которые определены как период до конкретной даты без оговорки «включительно», включают последнюю дату.

 

Правомерность такого подхода подтверждена в письме Минфина от 30.04.2019 № 03-02-08/32422 и определении Верховного суда от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786.