Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России

 

Акты налогового законодательства

 

Налоговое законодательство России включает в себя НК и принятые в соответствии с ним федеральные и региональные законы о налогах, сборах и страховых взносах, нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые в муниципальных образованиях (ст. 1 НК). 

 

НК регулирует страховые взносы:

  • на обязательное пенсионное страхование (предусмотрено Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ);
  • обязательное медицинское страхование (предусмотрено Законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
  • страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страхование предусмотрено Законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

 

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в сферу налогового законодательства не входят.

 

Порядок их начисления по-прежнему регулирует Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ. А уплату этих взносов контролируют не налоговые инспекции, а территориальные отделения ФСС (п. 3 ст. 2 НК).

 

Федеральный закон, который принят в соответствии с НК, может предусматривать в качестве эксперимента введение нового налога, сбора или специального налогового режима на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 1 НК).

Например, Законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ о налоге на профессиональный доход этот спецрежим изначально вводился в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

 

Кроме НК и принятых в соответствии с ним законов, в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, налоговые правоотношения регулируют нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами власти (в пределах их компетенции):

  • Правительством;
  • Минфином (постановление Правительства от 07.04.2004 № 185), ФНС (постановление Правительства от 30.09.2004 № 506) или ФТС (постановление Правительства от 26.07.2006 № 459);
  • органами законодательной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований.

 

В 2020 году изменять и дополнять налоговое законодательство вправе Правительство, федеральные органы исполнительной власти и высшие исполнительные органы субъектов РФ (подробнее о полномочиях). С 1 апреля 2020 года такой порядок предусмотрен в статье 4 НК (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Порядок введен для преодоления кризисных явлений в экономике, в том числе из-за пандемии коронавируса. Ранее налоговое законодательство можно было менять и дополнять только поправками в НК.

Полномочия ФНС издавать нормативные правовые акты по налогам и сборам предусмотрены НК. Например, отдельные формы документов, которые используют в работе налоговые инспекторы, утверждены приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Перечень правовых актов, их отдельных частей, положений с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается во время налоговых проверок, утвержден приказом ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278 и размещен на официальном сайте ФНС.

 

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 2 постановления Правительства от 13.08.1997 № 1009).

 

Нормативные правовые акты ФНС издаются в виде приказов (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53). Нормативные акты ФТС издаются в виде приказов или в ином установленном виде (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФТС от 04.09.2018 № 1380).​​​​​

 

Антикризисные НПД в 2020 году  

 

Чтобы оперативно реализовывать решения по противодействию кризисным явлениям в экономике и распространению коронавируса, Правительству, федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов РФ предоставили новые полномочия.

 

Правительство вправе:

  • приостановить, отменить или перенести на более поздний срок мероприятия налогового контроля. Например, выездные налоговые проверки и проверки сделок между взаимозависимыми лицами;
  • приостановить течение сроков мероприятий налогового контроля;
  • перенести на более позднюю дату сроки уплаты налогов, страховых взносов, а также авансовых платежей, в том числе тех, которые установлены субъектами РФ;
  • продлить сроки представления в ИФНС деклараций, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, сведений;
  • продлить сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, а также сроков принятия решений о принудительном взыскании долга;
  • определять условия и порядок предоставления в 2020 году отсрочки, рассрочки по уплате налоговой задолженности;
  • определять условия и порядок применения способов обеспечения уплаты налоговой задолженности;
  • определять условия и порядок освобождения от штрафов за опоздание или непредставление в ИФНС деклараций, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, сведений.

 

В целях реализации данных полномочий Правительство издало постановления:

  • от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
  • от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

 

Высшие исполнительные органы субъектов РФ вправе продлить сроки уплаты налогов по УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также региональных, местных налогов и авансовых платежей. Местные власти могут воспользоваться правом в двух ситуациях – если Правительство не продлило сроки уплаты либо продлило на более раннюю дату.

При этом перенести срок уплаты налогов могут не всем организациям и ИП в регионе, а только определенной категории налогоплательщиков.

 

Изданные по новым правилам нормативные акты будут применяться с 1 января до 31 декабря 2020 года. Такой порядок указан в подпунктах 3–5 пункта 1 статьи 4 НК.

 

Действие нормативных актов для инвесторов

 

С 1 апреля 2020 года организации, которые реализуют инвестиционный проект и заключают с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений, вправе работать по правилам налогового законодательства на дату регистрации соглашения в специальном реестре.

Такой механизм называется «стабилизационная оговорка». На участников соглашения не будут распространяться поправки, увеличивающие налоговую нагрузку или ставки, отменяющие льготы, меняющие порядок и сроки уплаты налога.

 

Стабилизационная оговорка не действует, когда:

  • новые налоги имеют схожий объект обложения и они вводятся взамен старых налогов;
  • вводят новые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также меняют условия, сроки применения и прекращения по данным льготам.

 

Ограничения по видам деятельности

 

Соглашение можно заключать по новым инвестиционным проектам в различных сферах экономики:

  • в промышленности, кроме производства табака, алкоголя и жидкого топлива по перечню Правительства;
  • сельском хозяйстве;
  • строительстве, кроме строительства административно-деловых центров, торговых центров, жилых домов;
  • других сферах, по которым нет прямого запрета.

 

Соглашение нельзя заключить в сферах:

  • оптовой и розничной торговли;
  • строительства, модернизации, реконструкции административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;
  • финансовой деятельности, кроме случая выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта;
  • игорного бизнеса;
  • добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа, кроме сжиженного природного газа.

 

Стороны соглашения

 

Одной из сторон в соглашении будет выступать уполномоченный исполнительный орган:

  • от РФ – Минфин в лице министра или его заместителя;
  • субъекта РФ – финансовый орган субъекта РФ, например Комитет финансов Ленинградской области, Министерство финансов республики Карелия и т. п., в лице министра, главы комитета, отдела или его заместителя ;
  • муниципального образования – в лице главы муниципального образования или его заместителя.

 

На какие налоги распространяется соглашение

По каким налогам действует стабилизационная оговорка, зависит от того, с кем организация, реализующая инвестпроект, заключила соглашение: с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

С кем заключено соглашение По каким налогам не учитываются изменения
Субъект РФ Налог на имущество организаций, транспортный налог
РФ и субъект РФ Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог
Субъект РФ, муниципальное образование Налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог
РФ, субъект РФ и муниципальное образование Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог

 

Срок действия соглашения

 

Соглашение можно заключить до 1 января 2030 года. Срок стабилизационной оговорки указывают в соглашении. Оговорка может быть установлена на срок:

  • 6 лет – если объем капиталовложений менее 5 млрд руб.;
  • 15 лет – если объем капиталовложений от 5 до 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если объем капиталовложений свыше 10 млрд руб.

 

Срок стабилизационной оговорки можно однократно продлить на 6 лет.

 

Документы

Чтобы заключить соглашение, организация, реализующая инвестпроект, должна направить в уполномоченные органы заявление. Форму заявления и требования к прилагаемым к нему документам установит Правительство.

Подать заявление и документы можно будет через личный кабинет ГИС «Капиталовложения», который заработает после 2 апреля 2021 года. До начала работы системы заявление и документы нужно оформить на бумаге и отправить по почте в уполномоченный орган.

 

Такой порядок указан в статьях 2, 6, 9–11 Закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ, статье 1 Закона от 01.04.2020 № 70-ФЗ и подтверждается письмом ФНС от 03.04.2020 № БС-4-21/5660.

 

Официальная публикация

 

Законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые правоотношения, приобретают юридическую силу только после их официального опубликования. Это следует из положений части 3 статьи 15 Конституции.

 

Официальным опубликованием признается размещение полного текста документа:

  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – для законов (ст. 4 Закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ);
  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (п. 2 Указа Президента от 23.05.1996 № 763) – для указов Президента и нормативно-правовых актов Правительства;
  • в «Российской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – для прошедших регистрацию в Минюсте нормативно-правовых актов министерств и ведомств (п. 9 Указа Президента от 23.05.1996 № 763).

 

Вступление в законную силу

 

Момент, когда законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, вступают в силу, не совпадает с датой их официального опубликования.

 

Общий порядок вступления в силу таких документов следующий:

  • акты законодательства о налогах (например, законы о внесении изменений в гл. 21 или 25 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК);
  • акты законодательства о сборах (например, законы о внесении изменений в гл. 25.3 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК);
  • акты законодательства о страховых взносах (например, законы о внесении изменений в гл. 34 НК) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК);
  • федеральные и региональные законы, а также нормативно-правовые акты муниципальных образований, которые вводят новые налоги или сборы, вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования, но и не раньше 1 января года, следующего за годом их принятия (абз. 4 п. 1 ст. 5 НК);
  • нормативно-правовые акты Правительства вступают в силу по истечении семи календарных дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 и 6 Указа Президента от 23.05.1996 № 763);
  • нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 календарных дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа Президента от 23.05.1996 № 763);
  • приказы ФНС об утверждении или изменении форм и форматов налоговой отчетности вступают в силу не ранее чем через два месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 5 ст. 5 НК).

 

При этом на нормативно-правовые акты Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления распространяются особые правила введения в действие, предусмотренные статьей 5 НК.

Исключением из этих правил является порядок введения в действие актов налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков.

Такие нормативно-правовые акты перечислены в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК. Они могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 5 НК.

Кроме того, порядок введения в действие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые правоотношения, связан с принятием законов (решений) о бюджетах различных уровней.

Если документ, меняющий налоговое законодательство, принят после того, как закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год был внесен на рассмотрение в Госдуму (региональный или местный орган представительной власти), то этот документ вступает в силу не раньше 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

 

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 174.1 БК.

 

Обратная сила нормативных актов

 

Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).

 

Обратную силу всегда имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.

 

Это акты:

  • отменяющие налоги, сборы, страховые взносы;
  • снижающие ставки налогов и сборов, тарифы страховых взносов;
  • улучшающие положение налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

Обратной силы не имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устанавливают новые налоги, сборы, страховые взносы;
  • устанавливают ответственность или дополнительные обязанности;
  • повышают налоговые ставки (размеры сборов), тарифы страховых взносов;
  • ухудшают положение налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

 

В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.

 

Обо всем этом сказано в статье 5 НК.

 

Сроки по НК

 

Сроки в НК установлены:

  • календарной датой. Например, срок уплаты НДС у налогоплательщиков – не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом;
  • указанием на событие или действие. Например, в течение месяца после того, как организация создала обособленное подразделение, нужно сообщить об этом в ИФНС головного отделения;
  • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Например, камеральная проверка охватывает период, за который представлена отчетность.

 

Когда в конкретной статье НК не уточняется, в каких днях считать срок – календарных или рабочих, считайте срок в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК). Например сроки представления документов на проверку.

Последний день срока, который выпал на выходной, нерабочий праздничный день или нерабочий день, сдвигают на ближайший следующий за ним рабочий день.

 

Такой прядок с 1 апреля 2020 года предусмотрен в пункте 7 статьи 6.1 НК (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

 

До 1 апреля 2020 года в НК не было правил о переносе сроков из-за нерабочих дней, которые не были праздниками. Налогоплательщикам, приостановившим деятельность из-за коронавируса на основании Указа Президента от 25.03.2020 № 206, сроки налоговых деклараций и расчетов, которые выпали на 30 или 31 марта 2020 года, Минфин перенес на ближайший рабочий день (письмо от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589).

 

О других документах в письме Минфина не сказано, поэтому их безопаснее представить в обычные сроки. Читайте подробнее, как считать сроки представления документов, если рабочие дни стали нерабочими по Указу Президента.

Сроки «до такой-то даты» и «не позднее» равнозначны. И те, и другие обозначают последний день срока. Сроки, которые определены как период до конкретной даты без оговорки «включительно», включают последнюю дату.

 

Правомерность такого подхода подтверждена в письме Минфина от 30.04.2019 № 03-02-08/32422 и определении Верховного суда от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786.

Добавить комментарий

Закрыть меню