Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России
Налоговое законодательство России включает в себя НК и принятые в соответствии с ним федеральные и региональные законы о налогах, сборах и страховых взносах, нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые в муниципальных образованиях (ст. 1 НК).
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в сферу налогового законодательства не входят.
Порядок их начисления по-прежнему регулирует Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ. А уплату этих взносов контролируют не налоговые инспекции, а территориальные отделения ФСС (п. 3 ст. 2 НК).
Федеральный закон, который принят в соответствии с НК, может предусматривать в качестве эксперимента введение нового налога, сбора или специального налогового режима на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 1 НК).
Например, Законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ о налоге на профессиональный доход этот спецрежим изначально вводился в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
В 2020 году изменять и дополнять налоговое законодательство вправе Правительство, федеральные органы исполнительной власти и высшие исполнительные органы субъектов РФ (подробнее о полномочиях). С 1 апреля 2020 года такой порядок предусмотрен в статье 4 НК (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).
Порядок введен для преодоления кризисных явлений в экономике, в том числе из-за пандемии коронавируса. Ранее налоговое законодательство можно было менять и дополнять только поправками в НК.
Полномочия ФНС издавать нормативные правовые акты по налогам и сборам предусмотрены НК. Например, отдельные формы документов, которые используют в работе налоговые инспекторы, утверждены приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Перечень правовых актов, их отдельных частей, положений с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается во время налоговых проверок, утвержден приказом ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278 и размещен на официальном сайте ФНС.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 2 постановления Правительства от 13.08.1997 № 1009).
Нормативные правовые акты ФНС издаются в виде приказов (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53). Нормативные акты ФТС издаются в виде приказов или в ином установленном виде (п. 5.1 Регламента, утв. приказом ФТС от 04.09.2018 № 1380).
Чтобы оперативно реализовывать решения по противодействию кризисным явлениям в экономике и распространению коронавируса, Правительству, федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов РФ предоставили новые полномочия.
Высшие исполнительные органы субъектов РФ вправе продлить сроки уплаты налогов по УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также региональных, местных налогов и авансовых платежей. Местные власти могут воспользоваться правом в двух ситуациях – если Правительство не продлило сроки уплаты либо продлило на более раннюю дату.
При этом перенести срок уплаты налогов могут не всем организациям и ИП в регионе, а только определенной категории налогоплательщиков.
Изданные по новым правилам нормативные акты будут применяться с 1 января до 31 декабря 2020 года. Такой порядок указан в подпунктах 3–5 пункта 1 статьи 4 НК.
С 1 апреля 2020 года организации, которые реализуют инвестиционный проект и заключают с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений, вправе работать по правилам налогового законодательства на дату регистрации соглашения в специальном реестре.
Такой механизм называется «стабилизационная оговорка». На участников соглашения не будут распространяться поправки, увеличивающие налоговую нагрузку или ставки, отменяющие льготы, меняющие порядок и сроки уплаты налога.
По каким налогам действует стабилизационная оговорка, зависит от того, с кем организация, реализующая инвестпроект, заключила соглашение: с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
С кем заключено соглашение | По каким налогам не учитываются изменения |
---|---|
Субъект РФ | Налог на имущество организаций, транспортный налог |
РФ и субъект РФ | Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог |
Субъект РФ, муниципальное образование | Налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог |
РФ, субъект РФ и муниципальное образование | Налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог |
Срок стабилизационной оговорки можно однократно продлить на 6 лет.
Чтобы заключить соглашение, организация, реализующая инвестпроект, должна направить в уполномоченные органы заявление. Форму заявления и требования к прилагаемым к нему документам установит Правительство.
Подать заявление и документы можно будет через личный кабинет ГИС «Капиталовложения», который заработает после 2 апреля 2021 года. До начала работы системы заявление и документы нужно оформить на бумаге и отправить по почте в уполномоченный орган.
Такой порядок указан в статьях 2, 6, 9–11 Закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ, статье 1 Закона от 01.04.2020 № 70-ФЗ и подтверждается письмом ФНС от 03.04.2020 № БС-4-21/5660.
Законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые правоотношения, приобретают юридическую силу только после их официального опубликования. Это следует из положений части 3 статьи 15 Конституции.
Момент, когда законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, вступают в силу, не совпадает с датой их официального опубликования.
При этом на нормативно-правовые акты Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления распространяются особые правила введения в действие, предусмотренные статьей 5 НК.
Исключением из этих правил является порядок введения в действие актов налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков.
Такие нормативно-правовые акты перечислены в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК. Они могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 5 НК.
Кроме того, порядок введения в действие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые правоотношения, связан с принятием законов (решений) о бюджетах различных уровней.
Если документ, меняющий налоговое законодательство, принят после того, как закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год был внесен на рассмотрение в Госдуму (региональный или местный орган представительной власти), то этот документ вступает в силу не раньше 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 174.1 БК.
Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).
Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.
В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.
Обо всем этом сказано в статье 5 НК.
Когда в конкретной статье НК не уточняется, в каких днях считать срок – календарных или рабочих, считайте срок в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК). Например сроки представления документов на проверку.
Последний день срока, который выпал на выходной, нерабочий праздничный день или нерабочий день, сдвигают на ближайший следующий за ним рабочий день.
Такой прядок с 1 апреля 2020 года предусмотрен в пункте 7 статьи 6.1 НК (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).
До 1 апреля 2020 года в НК не было правил о переносе сроков из-за нерабочих дней, которые не были праздниками. Налогоплательщикам, приостановившим деятельность из-за коронавируса на основании Указа Президента от 25.03.2020 № 206, сроки налоговых деклараций и расчетов, которые выпали на 30 или 31 марта 2020 года, Минфин перенес на ближайший рабочий день (письмо от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589).
О других документах в письме Минфина не сказано, поэтому их безопаснее представить в обычные сроки. Читайте подробнее, как считать сроки представления документов, если рабочие дни стали нерабочими по Указу Президента.
Сроки «до такой-то даты» и «не позднее» равнозначны. И те, и другие обозначают последний день срока. Сроки, которые определены как период до конкретной даты без оговорки «включительно», включают последнюю дату.
Правомерность такого подхода подтверждена в письме Минфина от 30.04.2019 № 03-02-08/32422 и определении Верховного суда от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786.