Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России
Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК).
Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.
Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91
Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.
Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.
Это следует из положений пункта 1 статьи 91 НК.
Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 НК.
Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения.
Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 НК.
Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.
Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК). В качестве понятых инспекторы вправе пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК).
в НК нет критериев, как определять степени заинтересованности. Поэтому судьи решают этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств дела.
Некоторые суды против работников проверяемой организации в качестве понятых не возражают (определение Верховного суда от 29.03.2019 № 309-ЭС19-2530 по делу № А60-4234/2018, постановление ФАС Московского округа от 18.07.2003 № КА-А40/4842-03).
Другие приходят к выводу, что работники организации заинтересованы в исходе проверки.
Поэтому осмотр помещений проведен без понятых, а составленный на основании осмотра протокол – ненадлежащее доказательство нарушений (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2007 по делу № А05-419/2007; оставлено в силе определением ВАС от 21.11.2007 № 15627/07).
Могут ли быть понятыми сотрудники проверяемой организации, из законодательства однозначно не следует.
Привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК).
Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.
Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать представители проверяемой организации иприглашенные инспекцией специалисты (п. 3 ст. 92 НК).
При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК).
По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 5 ст. 92 НК).
Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 НК
Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 НК.
Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК)
за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП).