Главная » Бухгалтерская отчетность » Как отразить в бухучете импорт работ (услуг) из стран, не входящих в ЕАЭС
17.08.2020

Как отразить в бухучете импорт работ (услуг) из стран, не входящих в ЕАЭС

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

 

К импортируемым относят работы и услуги, исполнителями которых являются иностранные организации.

Таможенного оформления импорт выполненных работ и оказанных услуг не требует (ТК ЕАЭС). Исключение – если результат работ выражен в материальной форме или если выполнение работы (оказание услуги) сопровождается перемещением товаров.

 

В этом случае в состав документов, подтверждающих выполнение данной работы (оказание услуги), входят грузовые таможенные декларации (перечень, утвержденный МВЭС 01.07.1997 № 10-83/2508, ГТК 09.07.1997 № 01-23/13044, ВЭК 03.07.1997 № 07-26/3628).

 

Внешнеторговый договор

 

Основным документом, регулирующим права и обязанности сторон при импорте работ (услуг), является внешнеторговый договор (контракт) (п. 1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Документальное подтверждение

 

Первичными документами, подтверждающими выполнение работ и оказание услуг при совершении внешнеторговых сделок, в зависимости от их вида, являются:

  • акт приемки-сдачи;
  • счет, счет-фактура;
  • почтовая квитанция (услуги в области связи);
  • курьерская расписка (курьерские услуги);
  • удостоверение, свидетельство, сертификат, диплом о получении образования, присвоении квалификации, получении специальности (образовательные услуги);
  • страховой полис (финансовые услуги);
  • океанский коносамент, коносамент, покрывающий перевозку морем, коносамент на смешанные перевозки, коносамент, покрывающий перевозку от порта до порта, смешанный грузовой коносамент FIATA, авианакладная, железнодорожная накладная, автотранспортная накладная, билет (транспортные услуги);
  • складская расписка (вспомогательные и дополнительные транспортные услуги);
  • договор об уступке (передаче) прав, лицензионный договор (результаты интеллектуальной деятельности).

 

Это следует из перечня, утвержденного МВЭС 01.07.1997 № 10-83/2508, ГТК 09.07.1997 № 01-23/13044, ВЭК 03.07.1997 № 07-26/3628.

 

Факт оказания банковских и финансовых услуг (кроме страхования) подтверждают документы, указанные в перечне.

 

Расчеты и валютный контроль

 

В расчетах с нерезидентами российская организация может свободно использовать иностранную валюту и рубли (ст. 6 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

 

Если организация производит расчеты с иностранным поставщиком в валюте, она должна открыть валютный счет, а также представить в банк документы, необходимые для учета по валютным операциям. О том, какие требования законодательство предъявляет к валютным операциям, см. Какие валютные операции могут проводить российские организации.

 

Бухучет

 

Стоимость работ (услуг), которая определена в валюте, пересчитайте в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату их принятия к учету (п. 4, 6 ПБУ 3/2006).

Если импортируемые работы (услуги) оплачиваются авансом (полностью или частично), контрактную стоимость работ (услуг) в бухучете определите следующим образом.

Часть стоимости, в счет оплаты которой был перечислен аванс, определите по курсу на дату перечисления денег (абз. 2 п. 9 ПБУ 3/2006) и в дальнейшем не переоценивайте (п. 10 ПБУ 3/2006). Неоплаченную задолженность по приобретенным работам (услугам) определите по официальному курсу на дату подписания акта приемки-сдачи.

Если официальный курс валюты отсутствует, пересчитайте по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ (п. 5, абз. 1 п. 9 ПБУ 3/2006). В дальнейшем эту задолженность нужно переоценивать на конец каждого месяца и на дату погашения задолженности перед исполнителем (п. 7 ПБУ 3/2006).

Возникающие при этом курсовые разницы отражайте в бухучете как прочие доходы или расходы (п. 13 ПБУ 3/2006).

Курсовые разницы по авансам выданным (полученным) не образуются (п. 9 и 10 ПБУ 3/2006). Поэтому при оплате работ (услуг) путем перечисления 100-процентной предоплаты их стоимость следует отразить в бухучете по курсу, действовавшему на дату перечисления аванса (п. 7 ПБУ 3/2006).

 

В бухучете операции, связанные с импортом работ (услуг), отразите следующими проводками (без учета операций по НДС):

Дебет 60 Кредит 52 (51, 50)
– перечислены (выданы) иностранному поставщику денежные средства за выполненные (оказанные) работы (услуги);

Дебет 20 (26, 08, 10, 20, 41…) Кредит 60
– приняты к учету работы (услуги) (на дату подписания акта приемки-передачи).