Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России
Как только инспекторы завершат выездную проверку, обязаны выдать справку о ее окончании. Следующие два месяца инспекторы готовят акт о выявленных нарушениях. Через 10 дней, в особых случаях – через месяц, ИФНС выносит решение по проверке.
В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, приведенной в приложении 9 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 15 ст. 89 НК).
Это следует из пункта 11 статьи 89 НК и приложения 9 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля.
Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690.
Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК).
При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.
Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК).
В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).
Кроме того, справку о проведенной проверке инспекция может направить по телекоммуникационным каналам связи.
Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК). Его форма утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК).
Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК, приложение 27 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).
Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС.
Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 НК. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС от 17.10.2013 № ММВ-7-3/449.
По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел.
При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию.
Об этом говорится в пункте 5 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК).
Это следует из пункта 5 статьи 100 НК.
Кроме того, акт проверки инспекция может направить по телекоммуникационным каналам связи.
Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.
Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 НК. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК).
Как справку об окончании проверки, так и акт проверки инспекция может направить организации по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149.
Документы будут считаться полученными, когда в инспекцию поступит электронная квитанция об их приеме. Такую квитанцию организация должна направить в течение шести дней с даты отправки документа налоговой инспекцией. Датой получения справки или акта будет считаться дата получения, указанная в квитанции.
При наличии хотя бы одного основания для отказа в приеме документа организация должна направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе в приеме. После получения уведомления об отказе налоговая инспекция устранит ошибки и направит документ повторно.
Если оснований для отказа нет, организация обязана принять документ и направить электронную квитанцию о приеме документа. Об этом сказано в пунктах 11, 13, 14 и 15 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149.
Если инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она отправит документы на бумаге в общеустановленном порядке.
В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК).
На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК).
Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.
В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС от 15.12.2011 № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.