Главная » Проверки » Выездные проверки » Как оформляются результаты выездной налоговой проверки
24.08.2020

Как оформляются результаты выездной налоговой проверки

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

 

Как только инспекторы завершат выездную проверку, обязаны выдать справку о ее окончании. Следующие два месяца инспекторы готовят акт о выявленных нарушениях. Через 10 дней, в особых случаях – через месяц, ИФНС выносит решение по проверке.

 

Справка об окончании проверки

 

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, приведенной в приложении 9 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 15 ст. 89 НК).

 

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

 

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

 

Это следует из пункта 11 статьи 89 НК и приложения 9 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля.

 

Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690.

 

Вручение справки

 

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК).

При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК).

 

В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

 

Кроме того, справку о проведенной проверке инспекция может направить по телекоммуникационным каналам связи.

Акт проверки

 

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК). Его форма утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК).

 

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК, приложение 27 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628). 

 

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС.

 

Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 НК. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС от 17.10.2013 № ММВ-7-3/449.

 

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел.

При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию.

 

Об этом говорится в пункте 5 приложения 28 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

 

Вручение акта

 

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК).

 

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

 

Это следует из пункта 5 статьи 100 НК.

 

Кроме того, акт проверки инспекция может направить по телекоммуникационным каналам связи.

 

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК).

 

Отправка акта по почте

 

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 НК. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК).

Как справку об окончании проверки, так и акт проверки инспекция может направить организации по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149.

Документы будут считаться полученными, когда в инспекцию поступит электронная квитанция об их приеме. Такую квитанцию организация должна направить в течение шести дней с даты отправки документа налоговой инспекцией. Датой получения справки или акта будет считаться дата получения, указанная в квитанции.

 

Организация может отказаться принять электронный документ по следующим причинам:

  • направлен ошибочно, например, адресован другой организации;
  • не соответствует утвержденному формату;
  • нет квалифицированной электронной подписи.

 

При наличии хотя бы одного основания для отказа в приеме документа организация должна направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе в приеме. После получения уведомления об отказе налоговая инспекция устранит ошибки и направит документ повторно.

 

Если оснований для отказа нет, организация обязана принять документ и направить электронную квитанцию о приеме документа. Об этом сказано в пунктах 11, 13, 14 и 15 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149.

 

Если инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она отправит документы на бумаге в общеустановленном порядке.

Возражения по акту

 

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК).

 

Решение по акту

 

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК).

Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. 

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС от 15.12.2011 № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.