Главная » Отчетность » Как оформить налоговую отчетность
22.08.2020

Как оформить налоговую отчетность

Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России

 

Формы отчетности

 

Формы и электронные форматы налоговых деклараций (расчетов), а также порядок ихзаполнения и представления по телекоммуникационным каналам связи должна утверждать ФНС по согласованию с Минфином России (абз. 1 п. 7 ст. 80 НК).

Большинство форм отчетности в настоящее время соответствует этому требованию. Если отдельные формы были введены в действие приказами финансового ведомства, их можно применять до тех пор, пока налоговая служба не издаст приказы об утверждении новых документов (п. 14 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

 

Бланками налоговой отчетности инспекции должны обеспечивать организации бесплатно (абз. 8 п. 3 ст. 80 НК).

 

Все формы налоговой отчетности в настоящее время приспособлены для считывания информации с помощью сканеров (являются машинно-ориентированными). В связи с этим к бумажным бланкам предъявляются дополнительные требования.

 

В частности:

  • бланк должен быть напечатан на бумаге формата А4;
  • ширина полей не должна превышать допустимые пределы. Например, для книжной формы бланка ширина левого поля должна быть от 5 до 30 мм, а верхнего, нижнего и правого — не менее 5 мм;
  • информация должна быть только с одной стороны листа;
  • текст должен быть напечатан только черным цветом, шрифт — Times New Roman или Arial;
  • размер шрифта для наименования формы документа, ее разделов и подразделов — высотой 11 или 10 пунктов, для текстовых фрагментов — высотой 9 пунктов;
  • межстрочный интервал — одинарный;
  • бланк должен содержать штриховой код и т. д.

 

Такой порядок предусмотрен Стандартом форм документов, утвержденным приказом ФНС от 06.07.2017 № ММВ-7-17/535.

 

Поэтому, если организация сдает декларации на бланках, размноженных на копировальной технике, этот порядок нужно соблюдать.

 

Состав отчетности

 

Каждая налоговая декларация или иной документ, служащий основанием для расчета и уплаты налога, содержит несколько листов.

 

Как правило, декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел, в котором отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;
  • разделы, в которых отражаются основные показатели, необходимые для расчета налога;
  • разделы, в которых отражаются дополнительные данные, используемые для расчета налога (при необходимости).

 

Такой порядок следует из пунктов 16, 23 Стандарта форм документов, утвержденного приказом ФНС от 06.07.2017 № ММВ-7-17/535. 

 

Кто подписывает

 

Заполненные формы налоговой отчетности должны быть подписаны законными или уполномоченными представителями организации. Если это предусмотрено порядком заполнения, то подпись и дату должна содержать каждая страница декларации.

 

 

Если отчетность подает законный представитель (генеральный директор или учредитель) организации, то в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю» укажите «1». Когда же декларацию сдает уполномоченный представитель — поставьте «2». Ниже напишите фамилию, имя, отчество полностью, как в паспорте.

 

 

Представителем может выступать и сторонняя организация, выполняющая функции расчета налогов и подачи налоговой отчетности по договору с организацией-налогоплательщиком. В таком случае в декларации надо написать наименование такой организации, а также фамилию, имя и отчество сотрудника, который вправе заверять декларацию от лица организации-налогоплательщика.

Кроме того, в отчетности должна быть его личная подпись. Также нужно указать реквизиты документов, подтверждающих полномочия организации-представителя, например, реквизиты договора.

Ставить на бумажных декларациях печать организации не обязательно.

 

Такого требования нет в пункте 19 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Этот пункт устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в приеме отчетности.

 

Если отчетность передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, формы должны быть заверены электронной подписью представителя. Уполномоченный представитель при этом должен иметь доверенность, подтверждающую его право подписи.

Копию доверенности нужно приложить к отчетности. Если отчетность представляется в электронном виде, то копию доверенности можно направить по телекоммуникационным каналам связи.

 

Такие правила установлены пунктом 5 статьи 80 и пунктом 3 статьи 29 НК.

 

Как сдать

 

Для организаций законодательство предусматривает следующие способы сдачи деклараций (расчетов):

  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС);
  • на бумажных носителях (через представителя или по почте).

 

Организация обязана сдавать отчетность в электронном виде:

  • если среднесписочная численность сотрудников превышает 100 человек (в действующей организации — за предыдущий год, во вновь созданной (реорганизованной) организации — в месяце создания (реорганизации));
  • в других случаях, когда такая обязанность предусмотрена второй частью НК по конкретному налогу. Например, в общем случае независимо от численности сотрудников в электронном виде по ТКС нужно подавать декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК).

 

Такой порядок следует из положений пункта 3 и абзаца 1 пункта 4 статьи 80 НК.

 

Как оформить

 

Любую налоговую декларацию оформляйте в соответствии с порядком по ее заполнению.

 

Такой порядок налоговая служба разрабатывает для каждой формы налоговой декларации (расчета) по Стандарту, утвержденному приказом ФНС от 06.07.2017 № ММВ-7-17/535.

 

На практике аналогичный порядок действует и в отношении форм расчетов авансовых платежей по налогам.

Как заполнить

 

Большинство форм налоговой отчетности можно заполнить на компьютере и распечатать. Если такой возможности нет, заполняйте отчетность от руки. Используйте при этом чернила черного, фиолетового или синего цвета.

В бумажной декларации нельзя исправлять ошибки с помощью корректирующих жидкостей или ручек. Если допустили опечатку, возьмите чистый бланк и заполните декларацию заново. Скрепите декларацию так, чтобы не деформировать штрих-код. При этом распечатывать декларацию на бумажных листах с двух сторон нельзя.

В каждом поле декларации указывайте только один показатель. Текстовые поля заполняйте заглавными печатными символами. Если заполняете декларацию на компьютере, используйте шрифт Courier New высотой 16–18 пунктов. Если какой-то из показателей отсутствует, поставьте прочерк.

По общему правилу все значения текстовых, числовых и кодовых показателей следует заполнять слева направо, начиная с первой (левой) ячейки.

В ячейках, оставшихся свободными после заполнения показателей, проставьте прочерки.

 

 

Исключение составляет поле «Номер страницы»: здесь в свободных ячейках (слева от номера) проставьте нули.

 

 

Если нужно привести отрицательное число, то в первой ячейке показателя укажите знак минус.

 

 

При заполнении дробных числовых показателей знак «/» проставьте в отдельной ячейке.

Пронумеруйте каждую страницу и укажите на ней ИНН и КПП. Впишите номер, начиная с первой (левой) ячейки.

 

 

Во всех декларациях 11 знако-мест для ОКТМО. Но многие коды содержат только восемь знаков. В таком случае руководствуйтесь общими правилами: заполняйте ячейки слева направо, в свободных ячейках ставьте прочерки.

Во всех первичных формах налоговой отчетности, которые вы сдаете после 31 декабря 2016 года, указывайте коды видов деятельности по классификатору ОКВЭД. Уточненных отчетов эти требования не касаются. Их нужно составлять по тем формам и правилам, что действовали в периодах, за которые вносятся исправления (п. 5 ст. 81 НК). Соответственно, и коды ОКВЭД в уточненных декларациях указывайте старые.

 

Такие разъяснения есть в письме ФНС от 09.11.2016 № СД-4-3/21206.

 

Как проверить

 

Если декларация заполнена с помощью специальных бухгалтерских программ, проверьте, чтобы значения текстовых и кодовых показателей были отражены слева направо. А стоимостные показатели — выровнены по правому (последнему) знакоместу. При этом в пустых ячейках прочерки можно не ставить.

На сайте ФНС опубликованы некоторые контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. С их помощью можно обнаружить ошибки и исправить их до представления отчетности в налоговую инспекцию.

Проверьте отчетность по контрольным соотношениям. Это поможет обнаружить ошибки и исправить их до представления отчетности в налоговую инспекцию.

Для проверки отчетности в электронном формате лучше воспользуйтесь специальной программой Tester, которую можно скачать на сайте ФНС. С ее помощью можно проверить отчетность так, как если бы это сделала налоговая инспекция. Tester регулярно обновляется, поэтому, когда появляется его новая версия, программу скачайте заново.