Главная » Налоговая » Как обжаловать решения, действия и бездействие налоговых инспекций
22.08.2020

Как обжаловать решения, действия и бездействие налоговых инспекций

Сергей Тараканов заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России

 

Досудебное обжалование в УФНС

 

Перед тем как обратиться в суд, решения, действия (бездействие) налоговой инспекции нужно попытаться обжаловать в региональном налоговом управлении. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК).

Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено. Этот порядок распространяется и на страховые взносы, кроме травматизма (п. 2.1 ст. 32 НК).

 

Преимущества досудебного порядка:

  • не нужно платить госпошлину;
  • нет судебных расходов;
  • простота оформления жалобы;
  • сжатые сроки рассмотрения жалобы и исполнения решения по жалобе.

 

Обжаловать решения, действия (бездействие) налоговой инспекции можно с помощью жалобы или апелляционной жалобы. Апелляционную жалобу подают на не вступившие в силу решения ИФНС о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, а обычную жалобу – на вступившие в силу акты ИФНС ненормативного характера, например на акты выездной налоговой проверки.

 

Организация может подать жалобу: 

  • если нарушены сроки регистрации и рассмотрения жалобы налогоплательщика;
  • ИФНС требует представить дополнительные документы, которые не предусмотрены налоговым законодательством;
  • ИФНС не принимает документы, которые приложены к жалобе;
  • при необоснованном отказе в рассмотрении жалобы;
  • при требовании заплатить госпошлину за рассмотрение жалобы;
  • при отказе исправить опечатки и ошибки в принятом решении по жалобе или нарушении срока внесения таких исправлений.

 

Такой порядок указан в статье 11.1 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

 

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налоговой инспекции. Однако исполнение решения можно приостановить, если заявитель представит банковскую гарантию, по которой предъявленные ему суммы недоимки (пеней, штрафа) обязан уплатить банк.

 

Требования к банковской гарантии приведены в пункте 5 статьи 138 НК.

 

Как составить жалобу

С 1 мая 2020 года жалобу (апелляционную жалобу) подавайте по форме, которая утверждена приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645. До 1 мая 2020 года жалобу можно было подать в произвольном виде.

В полях жалобы «наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО» укажите наименование и код УФНС, в которое подаете жалобу. Ниже напишите наименование организации, ФИО предпринимателя, ИНН, КПП, адрес  В поле «Предмет обжалования:» укажите код обжалуемого документа:

  • 1 – решение ИФНС, вынесенное по результатам налоговой проверки;
  • 2 – налоговое уведомление;
  • 3 – требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
  • 4 – иные документы, действия (бездействие) должностных лиц ИФНС.

 

В блоке «Реквизиты обжалуемого документа: » пропишите номер и дату обжалуемого документа.

В поле «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены: » подробно опишите причину жалобы, ваши аргументы, которые подтвердят неправомерность решения ИФНС и другие важные обстоятельства. В поле «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу): » укажите требования к УФНС. Например, признать частично или в полной мере решение ИФНС недействительным.

Подать жалобу в электронном виде можно с текстом не более 2000 символов. Если текст длиннее, чем 2000 символов, данные поля заполните кратко.  Полный текст приложите к жалобе отдельным файлом в виде скана документа.

Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 НК и пункте 198 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

 

Если организация прилагает к жалобе или апелляционной жалобе дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее, например в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК).

 

Куда подавать жалобу

 

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, действия которой обжалуются. Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы.

 

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 27.07.2007 № 03-02-07/1-350. 

 

Организация может отозвать жалобу до принятия решения УФНС. При этом подать повторную жалобу по тому же основанию  организация не сможет (п. 203 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343).

 

Если обжалуемое решение налоговая инспекция вынесла с нарушениями, она обязана устранить эти нарушения и сообщить об этом в региональное УФНС в течение трех рабочих дней.

 

В таком случае региональное УФНС оставит жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 НК).

 

Срок подачи

 

В общем случае срок подачи жалобы в УФНС составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав. ​​​​​​

 

Если срок подачи жалобы пропустили по уважительной причине, его может восстановить УФНС по ходатайству от организации (п. 196 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343).

 

Способы представления

 

Жалобу можно направить в ИФНС:

  • на бумаге через уполномоченного представителя организации или по почте;
  • в электронном виде по ТКС или личный кабинет налогоплательщика.

 

Порядок подачи и формат жалобы в электронном виде утвержден приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645. Жалобу подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба будут считаться отправленной, когда оператор пришлет подтверждение отправки документа.

Когда ИФНС получит жалобу, она пришлет организации в течении одного рабочего дня квитанцию о приеме. 

 

Срок ответа

 

Если организация обжалует решение, действия (бездействие) налоговых органов в ФНС, отслеживать принятое решение можно на официальном сайте ФНС в специальном сервисе «Решения по жалобам». Информация о жалобе будет отражаться в виде решения ФНС (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством).

 

В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК).

УФНС должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется организации в течении трех дней со дня его принятия. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 НК и . УФНС рассматривает жалобу без участия заявителя.

Исключение – случаи, когда материалы, представленные налоговой инспекцией, не соответствуют или противоречат сведениям заявителя (п. 2 ст. 140 НК).

 

По результатам рассмотрения жалобы УФНС должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

 

Жалоба может быть оставлена без рассмотрения:

  • если не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
  • ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям.

 

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 НК, пунктом 211 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. 

 

Не позднее двух рабочих дней УФНС отправит принятое решение в вашу инспекцию по ТКС. И в течение одного рабочего дня ИФНС перешлет решение УФНС налогоплательщику, подавшему жалобу (п. 211 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). По жалобе, которая была подана в электронном виде, организация в течение одного рабочего дня должна отправить квитанцию в инспекцию о приеме решения УФНС.

 

Такой порядок указан в разделе III приложения 4 к приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 и пунктах 205, 206 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

 

Обжалование решения УФМС

 

Решение УФМС, которое принято по жалобе, можно обжаловать в ФНС или суде. Если УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки, решение инспекции может быть обжаловано в суде. В этом случае организация выполнила условие о досудебном урегулировании спора.

 

Такой вывод следует из пункта 214 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

 

Судебное обжалование

 

Если организация обжалует решение ИФНС в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится ИФНС, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом Судебного департамента при Верховном суде от 28.12.2016 № 252.

 

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК, ч. 4 ст. 198 АПК, п. 214 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343).

 

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

 

Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (п. 7 постановления ВАС от 23.03.2012 № 15, постановление Верховного суда от 30.01.2014 № 303-АД14-1918).

 

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

 

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 АПК. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

 

ВНИМАНИЕ

Суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС не соблюден.

Такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме.

Суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления арбитражных судов Дальневосточного округа от 11.07.2014 № Ф03-2729/2014, Поволжского округа от 30.01.2014 № А55-10162/2013, Северо-Западного округа от 28.01.2013 № А42-4382/2011).

Раньше некоторые суды принимали другие решения. Они признавали, что сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично.

 

Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2010 № А13-5979/2009, от 15.04.2010 № А26-5099/2009.