Главная » Налог на прибыль » Налоговые агенты (прибыль) » Как налоговому агенту рассчитать НДФЛ
11.08.2020

Как налоговому агенту рассчитать НДФЛ

Андрей Че начальник отдела налогообложения доходов физических лиц департамента налоговой политики Минфина России

 

Прежде чем рассчитать НДФЛ, определите налогооблагаемые и необлагаемые доходы, проверьте, есть ли право на налоговые вычеты, определите ставку. После этого рассчитайте налог. 

 

Как рассчитать

 

Налоговую базу по НДФЛ нужно рассчитывать отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки (п. 2 ст. 210 НК).

 

Расчет НДФЛ по ставке 13 процентов

 

Если доходы (кроме дивидендов) облагаются по ставке 13 процентов, налоговую базу рассчитывайте нарастающим итогом ежемесячно:

Налоговая база по НДФЛ с начала года по текущий месяц включительно

=

Доходы, полученные сотрудником с начала года по текущий месяц включительно

–

Доходы, не облагаемые НДФЛ

–

Налоговые вычеты (стандартные, имущественные, профессиональные, социальные)


Если сумма налоговых вычетов за год больше суммы доходов, полученных за этот период, налоговая база равна нулю. На следующий год разницу между суммой дохода и суммой налоговых вычетов не переносите. Исключение – вычет на строительство или приобретение жилья.

 

Такой порядок определения налоговой базы для НДФЛ по ставке 13 процентов предусмотрен пунктом 3 статьи 210 НК.

 

НДФЛ по ставке 13 процентов рассчитывайте по формуле:

НДФЛ, удерживаемый по ставке 13%

=

Налоговая база по НДФЛ с начала года по текущий месяц включительно

×

13%

–

НДФЛ, удержанный с начала года по предыдущий месяц включительно

 

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 226 НК.

 

Расчет НДФЛ по ставке 9, 30 или 35 процентов

 

Если доходы облагаются НДФЛ по ставке 9, 30 или 35 процентов, налоговую базу рассчитывайте по формуле:

Налоговая база по НДФЛ

=

Доходы

–

  Доходы, не подлежащие налогообложению

 


Это следует из положений пункта 4 статьи 210 НК.

 

НДФЛ, удерживаемый по ставке 9, 30 или 35 процентов, рассчитывайте с каждой выплаты (т. е. не нарастающим итогом). Это правило применяйте в том числе и к регулярным выплатам нерезидентам, а также к доходам от долевого участия в организации.

 

Налог рассчитывайте так:

НДФЛ, удерживаемый по ставке 9%, 30% или 35%

=

Налоговая база по НДФЛ по каждой выплате

×

Ставка налога (9%, 30% или 35%)

 


Такой порядок установлен в абзаце 2 пункта 3 статьи 226 НК.

 

Как удержать и перечислить

 

После того как рассчитали НДФЛ, удержите и перечислите его в бюджет. Учтите правила округления. Если у сотрудника есть долг по НДФЛ, нужно удержать налог с учетом лимита.

Округление

НДФЛ удерживайте в целых рублях. Если рассчитанная сумма налога будет с копейками, то сумму до 50 коп. отбрасывайте, а 50 коп. и более округляйте до полного рубля. Такое правило установлено пунктом 6 статьи 52 НК.

Если удержали НДФЛ все-таки с копейками, придется учесть это при последующих выплатах доходов сотруднику до конца года. Но это не проблема, сложность в другом. Если в итоге недоплатили налог в бюджет или сделали это не вовремя, налогового агента могут оштрафовать.

Лимит удержаний

При выплате текущей зарплаты или иного денежного дохода НДФЛ, исчисленный с этого дохода, удержите в полном объеме без каких либо ограничений (п. 4 и 6 ст. 226 НК). Подтверждает это письмо Минздравсоцразвития от 16.11.2011 № 22-2-4852.

У сотрудника может возникнуть долг по НДФЛ. Например, из-за сбоя в программе, ошибки бухгалтера или сотрудник получил доход, при выплате которого невозможно удержать налог. В частности, материальную выгоду или доход в натуральной форме. Такие долги удерживайте за счет любых доходов, которые налоговый агент выплачивает в денежной форме, но с учетом ограничений по размеру удержаний.

Если налоговый агент удержит долг по НДФЛ не в максимально возможной сумме, то он нарушит требование налогового законодательства.

 

За это нарушение грозит не только налоговая, но и административная ответственность (ст. 123 НК, ст. 15.11 КоАП).

 

Если, наоборот, превысить лимит удержаний, то налогового агента могут привлечь к административной, материальной ответственности за задержку зарплаты, а его должностных лиц – к дисциплинарной ответственности (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП, ст. 192, 236 ТК).