На сегодняшний день в своей работе бухгалтеры руководствуются уже 15 федеральными стандартами бухгалтерского учета госфинансов. И, несмотря на то, что некоторые из этих Стандартов применяются не первый год, вопросов относительно их использования в тех или иных ситуациях меньше не становится. Финансовое ведомство регулярно разъясняет эти вопросы в своих письмах. Многие из них мы уже освещали в новостной ленте. На этот раз предлагаем краткий обзор не вошедших в новостные выпуски разъяснений по вопросам применения федеральных стандартов бухучета, выпущенных Минфином в последние несколько месяцев:
http://www.garant.ru/news/1407846/
Стандарт «Аренда»
При этом передача объекта учета операционной аренды пользователю/ арендатору учитывается как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия с балансового учета (Письмо Минфина России от 18 марта 2020 г. № 02-06-10/20901).
При предоставлении по решению Генеральной прокуратуры РФ в рамках системы прокуратуры РФ имущества, находящегося на праве оперативного управления у органов и организаций прокуратуры, для выполнения органами и организациями прокуратуры возложенных на них функций, объектов учета аренды для целей бухгалтерского учета не возникает, положения Стандарта «Аренда» не применяются.
При определении справедливой стоимости выпадающих доходов от арендных платежей при заключении договоров безвозмездного пользования возможно использование данных о сложившейся практике сдачи в аренду аналогичных объектов имущества в сравнимых обстоятельствах. В случае если при признании объекта учета аренды на льготных условиях данные о стоимости передаваемого или получаемого актива по каким-либо причинам недоступны, такой объект учета аренды отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, с последующим пересмотром его балансовой стоимости, когда данные о стоимости актива будут доступны. Обратите внимание, что при определении справедливой стоимости арендных платежей необходимо руководствоваться принципом осмотрительности (Письмо Минфина России от 29 июня 2020 г. № 02-07-10/56186)!
Стандарт «Доходы»
Положение Стандарта «Учетная политика», предусматривающее ретроспективный пересчет входящих остатков в бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода, а также показателей связанных статей отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели, не применяется при первом применении Стандарта «Доходы» в связи с наличием нормы, исключающей ретроспективное раскрытие сопоставимой информации. Кроме того, при первом применении Стандарта «Доходы» не предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми подлежали бы изменениям входящие остатки на начало отчетного периода. Указанные методологические нормы, предусматривающие отражение новых положений Стандарта «Доходы» корреспонденциями в 2019 году, обусловлены необходимостью выверенных остатков расчетов по МБТ, подлежащих сложной процедуре консолидации. Обратите внимание, федеральные стандарты бухучета регулируют бухгалтерский учет и отчетность, но не регламентируют порядок принятия бюджетных процедур, в соответствии с которым в том числе предоставляются МБТ (Письмо Минфина России от 18 марта 2020 г. № 02-06-10/21134).
Стандарт «Основные средства»
Переходные положения Стандарта «Основные средства» не используются вне рамок временного периода, предусмотренного для перехода на первое применение Стандарта. В 2019-2020 гг. при оценке объектов основных средств действует общая норма, согласно которой первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений (Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. № 02-07-10/64376).
Стандарт «Концессионные соглашения»
Субсидии производителям в целях возмещения недополученных доходов и/или финансирования затрат могут предоставляться из бюджетов в соответствии с концессионными соглашениями. При предоставлении таких субсидий должен определяться порядок возврата в случае нарушения условий их предоставления.
Если по условиям концессионного соглашения концедент (государство, субъект РФ, муниципальное образование) финансирует/ возмещает расходы на использование/ эксплуатацию объекта, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств и/или компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, указанные расходы признаются им в составе расходов того периода, в котором они возникают, с обособлением в учете. Если в соответствии с условиями концессионного соглашения концессионер (получатель объекта) предъявляет концеденту требование возместить недополученный доход, то концедент признает соответствующую сумму в составе расходов отчетного периода на безвозмездные перечисления организациям (Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. № 02-07-10/57988).
Стандарт «Непроизведенные активы»
Напомним, Стандарт «Непроизведенные активы» предстоит применять с 2021 года.
Принятие уполномоченным органом решения о передаче на праве постоянного/ бессрочного пользования земельного участка, собственность на который не разграничена (вовлечение в хозяйственный оборот), порождает обязанность признания в бюджетном учете уполномоченного органа объекта бухгалтерского учета в виде непроизведенных активов на счете 0 103 13 000. Первоначальной стоимостью объекта НПА, впервые вовлекаемого в хозяйственный оборот, является его справедливая стоимость, рассчитанная одним из двух способов:
В случае если информация о земельном участке собственность на который не разграничена, внесена в ЕГРН в целях вовлечения его впервые в хозяйственный оборот, то указанные земельные участки следует учитывать в порядке, предусмотренном для отражения в бюджетном учете земельных участков, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот (Письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. № 02-07-10/53333).