Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России
Налоговый мониторинг – это вид налогового контроля (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 № 348-ФЗ).
Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации.
Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 Налогового кодекса РФ.
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового мониторинга будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.
Если организация уже охвачена налоговым мониторингом, соответствие установленным критериям нужно подтверждать только через два года после того, как она перешла на эту форму налогового контроля.
Это следует из абзаца 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 105.26 и пункта 7 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
Если вы впервые решили воспользоваться налоговым мониторингом, это удастся только со следующего года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении налогового мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Например, если подать заявление в 2017 году (допустим, в июне), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2018 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2019 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года.
То есть в 2016 году они могли подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 № 348-ФЗ).
Об этом сказано в пунктах 1 и 1.1 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Требования к организации системы внутреннего контроля утверждены приказом ФНС России от 16 июня 2017 № ММВ-7-15/509.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Если в организации уже проводится налоговый мониторинг и ее устраивает этот вид налогового контроля, то заявление о проведении мониторинга каждый год подавать не нужно. Следующие два года после года, в течение которого мониторинг в организации проводился впервые, инспекция будет его продолжать.
Если вы хотите отказаться от налогового мониторинга, то до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения мониторинга, подайте заявление об отказе в его проведении.
Хотите продлить налоговый мониторинг на четвертый год? Тогда подайте в инспекцию новое заявление о его проведении. Сделать это нужно не позднее 1 сентября года, в котором действие процедуры мониторинга заканчивается. В этом случае инспекция будет вновь проверять организацию на соответствие условиям, при которых возможен налоговый мониторинг.
Например, первое заявление о проведении налогового мониторинга организация подала в 2016 году. На основании этого заявления ИФНС проводит мониторинг в 2017 году. Если организация планирует применять мониторинг и в дальнейшем, то в 2017 году ей заявление подавать не нужно. Инспекция будет его продолжать и в 2018, и в 2019 годах. На 2020 год придется подать повторное заявление.
Срок – до 2 сентября 2019 года. Если же организация планирует отказаться от мониторинга с 2018 года, она должна подать заявление об отказе в его проведении до 1 декабря 2017 года.
Это следует из положений пунктов 1.1, 7 статьи 105.27 и абзаца 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 105.26. Аналогичные разъяснения есть в письме ФНС России от 4 июля 2016 № ЕД-4-15/11937.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 Налогового кодекса РФ.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, требовать письменные или устные пояснения, а также привлекать к мониторингу экспертов и специалистов. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у организации, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 № ММВ-7-2/168.
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения.
Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
И организация, и инспекция обязаны исполнять мотивированное мнение. Кроме случаев, когда изменились существенные условия сделки, организация представила неполную или недостоверную информацию или изменились нормы законодательства.
Об этом сказано в пункте 7 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе налогового мониторинга сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.
Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог по совершенной или планируемой сделке (операции), их совокупности, а также по другим совершенным фактам хозяйственной деятельности.
К запросу приложите копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в запросе.
Отправьте запрос не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором были совершены сделки, операции, факты хозяйственной жизни.
При подготовке мотивированного мнения инспекция вправе запросить у организации дополнительные документы и сведения.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Сообщите в инспекцию о начале совершения планируемых сделок и операций, в отношении которых было составлено мотивированное мнение. Направьте уведомление не позднее, чем через месяц со дня начала их совершения. К уведомлению приложите документы, которые могут подтвердить выполнение мотивированного мнения.
Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инспекция не позднее 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга, уведомит организацию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 Налогового кодекса РФ.
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки.
1) камеральные проверки, которые проводятся:
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ;
2) выездные проверки, которые проводятся:
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.