Что делать при сбое в программе налоговой инспекции

Михаил Мухин действительный государственный советник РФ 3-го класса, президент, главный эксперт-координатор Центра финансовых экспертиз и аудита

 

Из-за сбоев в программе ИФНС возникают три частые проблемы: инспекторы не принимают платеж, отчетность или пояснения к ранее сданным декларациям. Универсальный совет для каждого случая – сначала позвонить в инспекцию.

Инспекторы обычно в курсе проблемы с программным обеспечением. Телефонного звонка часто бывает достаточно, чтобы налоговая инспекция приняла платеж или отчет.

 

Не проходит платежка

 

Когда платеж не проходит из-за программного сбоя, свяжитесь с инспекцией или направьте письмо в произвольной форме с просьбой пересчитать пени. Повторно перечислять платеж с пенями не надо.

Проблема. Программа АИС «Налог-3» из-за сбоя не всегда связывает уплаченные суммы с начислениями. В результате на сумму ошибочных доначислений инспекторы выставляют требования об уплате недоимки и пеней. Чаще всего ошибочные доначисления возникают из-за данных в 107-м поле платежки

. В поле указывают периодичность налогового платежа или конкретную дату, когда его перечислили. Программа не принимает платеж, даже если поле 107 заполнили верно.

Если организация не исполнит требование ИФНС, налоговики вправе заблокировать расчетный счет на сумму долга и потом взыскать его (ст. 46, п. 2 ст. 76 НК). Когда недоимку находят в ходе налоговой проверки, предъявляют штраф (ст. 122 НК).

Решение. Когда приходят сомнительные требования об уплате недоимки и пеней, в первую очередь проверяйте поле 107 в первоначальных платежных поручениях. Если указали код верно, ошибка возникла из-за сбоя в программе инспекции.

Чтобы исправить ошибку, налоговики на местах просят уточнить платежку. Например, в апрельском авансе по налогу на прибыль в размере 1/3 от задекларированного в I квартале просили поставить в поле 107 код КВ.01.2019. Но такая рокировка не решит проблему и пени не сторнируют.

Если по ошибке получили требование на повторную уплату налога и пеней, не игнорируйте его. Сразу же письменно сообщите в инспекцию, что деньги перечислили в бюджет в срок. К заявлению приложите копии платежных поручений и попросите пересчитать пени.

 

Система не принимает электронную отчетность

 

Когда не можете отправить декларации из-за внутренних проблем в ИФНС, свяжитесь с инспекцией или отправьте заявление с просьбой принять отчетность. Если налоговики так и не примут расчеты, отправляйте жалобу на незаконное бездействие.

Проблема. Сбои в АИС «Налог-3» становятся причиной того, что отчетность зависает со статусом «Отправлено» или возвращается из-за несуществующих ошибок. Зачастую ошибки, о которых сообщает ИФНС, вообще не имеют отношения к сданному ранее отчету. Например, после отправки декларации по НДС пришло уведомление из налоговой: «Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах».

Бывает, что программа налоговиков «подтягивает» в выписку ЕГРЮЛ чужие сведения о руководителях, из-за чего не принимает правильные отчеты. Или в программе «слетают» сведения о самом налогоплательщике либо о его уполномоченных сотрудниках. В результате ИФНС присылает отказ, так как программа считает верные сведения о доверенности недействительными.

 

За не сданный вовремя отчет инспекторы вправе заблокировать расчетный счет (п. 3 ст. 76 НК). По результатам налоговой проверки за отсутствующую отчетность возможен штраф (ст. 119 НК).

 

Решение. Как правило, в таких ситуациях налоговики просят уточнить ранее сданный отчет или явиться в инспекцию для дачи пояснений. Игнорировать вызов в инспекцию не стоит. А вот сдавать уточненку не советуем – потом налоговики все равно могут заблокировать счет и оштрафовать за несданный первичный отчет.

Если в устной беседе с инспекторами решить вопрос не удастся, направьте в налоговую письменное заявление. Приложите к нему протоколы спецоператора, которые будут свидетельствовать о том, что отчет вы отправили вовремя и в установленном формате.

Если ответ на заявление не последует, подавайте в УФНС жалобу на бездействие должностных лиц налогового органа. Жалобы в УФНС подают через инспекцию, бездействие сотрудников которой обжалуется (п. 1 ст. 139 НК).

 

Не проходят пояснения к отчетности

 

Если из-за программного сбоя ИФНС не принимает ранее запрошенные пояснения по НДС, свяжитесь с налоговиками. В большинстве случаев инспекторы советуют прислать пояснения неформализованным ответом, то есть обычном письмом в произвольной форме по электронной почте.

Проблема. Из-за масштабных сбоев в программе АСК «НДС-3» налогоплательщики не могут вовремя выполнить требования ИФНС во время камеральной проверки – отправить пояснения в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК).

Штраф за то, что не представили в установленный срок пояснения, – 5000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года размер штрафа составит уже 20 000 руб. (п. 1 и 2 ст. 129.1 НК).

Решение. Чиновники рекомендуют не откладывать отправку пояснений на последний день. Если же система не принимает формализованный ответ, отправьте электронное неформализованное письмо.

Мастер, который поможет составить пояснения по НДС и другим налогам

 

 

Штрафа за неформализованные пояснения не будет (решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214). Если же организацию оштрафуют, действия инспекторов можно обжаловать.

Добавить комментарий

Закрыть меню