Главная » Торговля » Применение ККТ » Что делать, если сломалась касса или отключили электричество
25.08.2020

Что делать, если сломалась касса или отключили электричество

Александр Сорокинзаместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

Если онлайн-касса сломалась или не работает по причине отключения электричества, торговлю нужно приостановить. Продавать товары, работы, услуги без применения ККТ и выдавать взамен кассового чека товарный чек, БСО или иной документ нельзя.

Торговля при неработающей кассе – это административное нарушение, за которое предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 14.5 КоАП). Отметим, что к ответственности не привлекают, если в нарушении нет вины налогоплательщика. Однако в этом случае, по мнению налоговых органов, вина есть.

Поскольку организация обязана организовать работу так, чтобы не нарушать законодательство. Например, на случай поломки кассы рекомендуют иметь подменную кассу. Если этого нет, то торговлю необходимо остановить до того, как восстановят работу кассы.

Вместе с тем, если вы решили продолжить торговлю без выдачи чеков, вы можете избежать ответственности, если успеете устранить нарушение и сообщить об этом в ИФНС до того, как инспекторы обнаружат, что вы торговали без кассы.

Однако это рискованно. Если работу кассы не получится возобновить через короткое время, инспекторы могут обнаружить, что вы работаете без кассы, раньше, чем вы успеете исправить нарушение и сообщить о нем. Например, кто-то из покупателей может сообщить в инспекцию.

Кроме того, ИФНС может отслеживать работу касс в режиме онлайн. И если в течение длительного времени к ней не будут поступать чеки, это вызовет подозрение и будет основанием для проверки. Поэтому, если вы решили продавать, не выбивая чеки, будьте готовы к возможным штрафам.

Порядок действий для устранения нарушения в целом такой же, как в случае, когда не пробили чек по ошибке кассира (см., что делать, если не пробили кассовый чек). Дополнительно рекомендуем взять справку от энергоснабжающей организации об отключении электроэнергии с указанием времени, когда был сбой. Эту справку приложите к заявлению, которое вы отправите в налоговую.

Если у вас есть резервная ККТ, зарегистрируйте (перерегистрируйте) ее на тот адрес, где торгуете, взамен сломанной.

 

Важно: если вы купили резервную кассу, то сразу ее не активируйте и не регистрируйте. Сделайте это при необходимости. Ведь срок действия фискального накопителя начинает идти с момента активации и регистрации онлайн-ККТ (п. 6 ст. 4.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

 

Если касса сломалась в момент приема платежей, действуйте одним из способов (в зависимости от ситуации):

1. Платежи отражены и в учетной программе, и в фискальном накопителе. Но часть платежей не отправлена оператору фискальных данных. В этом случае нужно получить из фискального накопителя сведения о том, какие чеки отправлены оператору фискальных данных, а какие нет.

Извлечь такую информацию сможет производитель фискального накопителя, или такую информацию можно получить у ОФД. Неотправленные чеки, выгруженные из фискального накопителя, направьте через кабинет ККТ в ФНС вместе с заявлением о сложившейся ситуации.

2. Данные о расчетах отражены только в учетной программе организации, но в фискальный накопитель не попали. В этом случае необходимо:
– пробить чек коррекции (БСО коррекции) с признаком расчета «приход» на сумму выручки, на каждую хозяйственную операцию, проведенную за время, когда не работала ККТ. Корректировку нужно сделать в открытой смене;
– отправить в налоговую сообщение с указанием причины неприменения ККТ в течение трех рабочих дней (подп. 11 п. 9 приказа ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483). Также в сообщении нужно написать о проведенной корректировке и указать реквизиты чеков коррекции.

Сообщение нужно направить в ИФНС до того, как инспекторы сами обнаружат факт неприменения ККТ. В этом случае организацию не оштрафуют.

 

Такие разъяснения – на сайте ФНС в сообщениях от 30.08.2017 и от 20.12.2017, а также в письмах Минфина от 28.12.2017 № 03-01-15/88042, ФНС от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899.