Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вопрос: О представлении физлицом уведомления о КИК; об исчислении и уплате налога на прибыль К
22.01.2017

Вопрос: О представлении физлицом уведомления о КИК; об исчислении и уплате налога на прибыль К

Вопрос: О представлении физлицом уведомления о КИК; об исчислении и уплате налога на прибыль КИК.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 2 декабря 2015 г. N 03-10-10/70275

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением по вопросам применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций сообщает следующее.

Положения о контролируемых иностранных компаниях и контролирующих лицах предусмотрены статьей 25.13 Кодекса. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры (с учетом исключений, предусмотренных статьей 25.13 Кодекса). Вместе с тем в соответствии с пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных указанным пунктом. Таким образом, контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица не признается лицо, не являющееся учредителем (основателем) такой структуры и не осуществляющее контроль над такой структурой.

Также следует учитывать, что согласно пункту 3.3 статьи 105.2 Кодекса при определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе участвовать в капитале иных организаций либо в иных иностранных структурах без образования юридического лица. В соответствии с пунктом 4 статьи 105.2 Кодекса дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 25.14 Кодекса уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется физическими лицами в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 223 Кодекса для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу на доходы физических лиц, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации.

Таким образом, физическое лицо определяет свой налоговый статус в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором завершился финансовый год контролируемой иностранной компании.
Например, в случае если по итогам налогового периода 2016 года физическое лицо признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и налоговым резидентом Российской Федерации, то такое лицо обязано подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок до 20 марта 2017 года.

Также следует учитывать, что положения Кодекса не предусматривают корректировку прибыли контролируемой иностранной компании в ситуациях, когда такая иностранная компания сначала признавалась налоговым резидентом Российской Федерации, но на момент признания соответствующего дохода у налогоплательщика — физического лица не признавалась налоговым резидентом Российской Федерации.
Статьей 25.15 Кодекса предусмотрен порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении. При этом согласно пункту 7 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 указанной статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, составила более 10 000 000 рублей. Таким образом, указанное условие применяется в отношении прибыли контролируемой иностранной компании без учета доли участия контролирующего лица.

В соответствии с пунктом 11 статьи 25.15 Кодекса сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации. Следует учитывать, что сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

На основании пункта 5 статьи 25.15 Кодекса налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением предусмотренных Кодексом документов.

В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 309.1 Кодекса сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена иными документами, позволяющими определить сумму прибыли. Таким образом, в случае отсутствия финансовой отчетности налогоплательщик на основании пункта 5 статьи 25.15 Кодекса подает иные документы. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
Статьей 25.13-1 Кодекса предусмотрены освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании. При этом применение доходов и расходов, определенных в соответствии с главой 25 Кодекса, в расчетах в целях применения указанных освобождений возможно в случаях, когда в соответствии со статьей 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 25.13-1 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с Кодексом в случаях, установленных подпунктами 3, 5 и 6 пункта 1 указанной статьи, если постоянным местонахождением такой контролируемой иностранной компании является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
Таким образом, наличие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не относится к случаю, установленному подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса. В то же время согласно абзацу третьему пункта 7 статьи 25.13-1 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с Кодексом в случаях, установленных пунктами 5 и 6 указанной статьи, если государство (территория) постоянного местонахождения иностранных холдинговых компаний или иностранных субхолдинговых компаний, указанных в пункте 4 указанной статьи, не включено в перечень государств (территорий), утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса. Также следует учитывать, что абзац третий пункта 7 статьи 25.13-1 Кодекса не применяется в отношении активной иностранной компании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам. Также следует учитывать, что под доходами в указанном случае понимаются как доходы, полученные в виде дивидендов, так и иные виды доходов.

Одновременно сообщаем, что в целях проведения оценки регулирующего воздействия на официальном сайте regulation.gov.ru размещен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», в соответствии с которым уточняются отдельные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе частично затрагивающие вопросы, поставленные в обращении.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
02.12.2015

Теги: