Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » По решению учредителей организация заключает трудовой договор с новым директором и расторгает с прежним. Какой директор должен подписать заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ?
25.10.2020

По решению учредителей организация заключает трудовой договор с новым директором и расторгает с прежним. Какой директор должен подписать заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ?

Вопрос: В соответствии с решением учредителей организация заключает трудовой договор с новым директором и расторгает трудовой договор с прежним директором. Какой директор (новый или прежний) должен подписать представляемое в налоговый орган заявление по форме N Р14001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@?
 
Ответ: В ситуации, когда в соответствии с решением учредителей организация заключает трудовой договор с новым директором и расторгает трудовой договор с прежним директором, подписать представляемое в налоговый орган заявление по форме N Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, должен новый директор.
 
Обоснование: В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица — физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Пунктом 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
На основании п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 и от 14.02.2006 N 14310/05, которые направлены Письмом ФНС России от 23.08.2006 N ГВ-6-14/846@, указано, что закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Федерального закона N 14-ФЗ не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Данный вывод подтверждается и в Письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-11/3-64.
Приведенные позиции актуальны и в настоящее время и правомерны не только в отношении ООО, но и в отношении юридических лиц другой организационно-правовой формы в том смысле, что подписывать представляемое в налоговый орган заявление по форме N Р14001 должен новый руководитель организации.
В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 N А67-1032/2013 суд заключил, что в настоящее время отсутствует правовая неопределенность в вопросе о том, кем должно быть подписано заявление о регистрации изменений в государственный реестр при смене руководителя юридического лица, — таковым является вновь назначенный руководитель. Изложенная правовая позиция основана на сформировавшейся практике рассмотрения дел арбитражными судами (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N N 12049/05, 12580/05 и 14310/05 (направлены Письмом ФНС России от 23.08.2006 N ГВ-6-14/846@), Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 13.10.2008 N 13139/08, Определение о возвращении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора от 18.12.2009 N ВАС-15557/09 по делу N А53-276/2009).
Таким образом, подписать представляемое в налоговый орган заявление по форме N Р14001 в рассматриваемой ситуации должен новый директор.
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
18.06.2014