Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Муниципальный орган заключил договор с организацией на предоставление рекламного места (рекламного щита) сроком на два года по итогам торгов. Договором закреплено, что, если организация решит продлить срок договора, она должна письменно заблаговременно предупредить муниципальный орган. По истечении срока договора организация направила в муниципальный орган уведомление о намерении заключить договор на новый срок. Муниципальный орган не ответил. После истечения срока договора торги не проводились. Организация, посчитав, что в случае продолжения пользования указанным рекламным местом договор возобновляется на неопределенный срок (в силу ст. 621 ГК РФ), продолжила использовать данное рекламное место. Правомерна ли позиция организации?
20.10.2020

Муниципальный орган заключил договор с организацией на предоставление рекламного места (рекламного щита) сроком на два года по итогам торгов. Договором закреплено, что, если организация решит продлить срок договора, она должна письменно заблаговременно предупредить муниципальный орган. По истечении срока договора организация направила в муниципальный орган уведомление о намерении заключить договор на новый срок. Муниципальный орган не ответил. После истечения срока договора торги не проводились. Организация, посчитав, что в случае продолжения пользования указанным рекламным местом договор возобновляется на неопределенный срок (в силу ст. 621 ГК РФ), продолжила использовать данное рекламное место. Правомерна ли позиция организации?

Вопрос: Муниципальный орган заключил договор с организацией на предоставление рекламного места (рекламного щита) сроком на два года по итогам торгов. Пунктом договора закреплено, что, в случае если организация решит продлить срок договора, она должна в письменной форме заблаговременно предупредить муниципальный орган. По истечении срока указанного договора организация направила в муниципальный орган уведомление о намерении заключить договор на новый срок. Муниципальный орган не ответил на уведомление организации. После истечения срока договора торги не проводились. Организация, посчитав, что в случае продолжения пользования указанным рекламным местом договор возобновляется на неопределенный срок (в силу ст. 621 ГК РФ), продолжила использовать данное рекламное место. Правомерна ли позиция организации?
 
Ответ: Данная позиция неправомерна, поскольку договор на предоставление рекламного места, заключенный с муниципальным органом, не относится к договору аренды (имущественного найма), а предоставляет возможность организации размещать рекламу на муниципальном рекламном месте (на щите) посредством договора, который заключается путем проведения торгов. В связи с истечением срока договор прекращает свое действие и не может быть продлен в связи с тем, что муниципальный орган не ответил на уведомление организации о продлении данного договора.
 
Обоснование: В силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как установлено ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) Закон N 38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 и 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Часть 5.1 указанной статьи устанавливает заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с ч. 5.8 указанной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 — 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2013 N Ф03-251/2013 суд указал, что предметом договора возмездного предоставления муниципального рекламного места является не имущественный наем, а предоставление возможности на возмездной основе размещать рекламу на муниципальном рекламном месте — отдельно стоящем двустороннем щите. Заключение такого договора обусловлено специальными требованиями Закона N 38-ФЗ, в связи с чем положения п. 2 ст. 621 ГК РФ к нему не применяются.
Таким образом, договор на предоставление рекламного места, заключенный с муниципальным органом, не относится к договорам аренды (имущественного найма), а предоставляет возможность организации размещать рекламу на муниципальном рекламном месте (на щите) посредством договора, который заключается путем проведения торгов. В связи с истечением срока договор прекращает свое действие и не может быть продлен в связи с тем, что муниципальный орган не ответил на уведомление организации о продлении данного договора.
 
Е.Д.Носкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
01.08.2013