Вопрос: Необходимо ли организации применять ККТ при безналичных расчетах с другими организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием дистанционного банковского обслуживания («Клиент-банк»)?
Ответ: Организация не обязана применять ККТ при осуществлении безналичного расчета посредством платежного поручения в электронном виде через систему «Клиент-банк».
Обоснование: Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Из данной нормы следует, что ККТ должна применяться при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа (Письмо Минфина России от 02.08.2018 N 03-01-15/54613).
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронным средством платежа признается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно Информации Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» система «Клиент-банк» является электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможны составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
В рамках вышеуказанного определения систему дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк» каким-либо образом предъявить не представляется возможным, так как она позволяет организации или индивидуальному предпринимателю проводить операции с денежными средствами на собственном банковском счете с помощью Интернета, не выходя из офиса.
Таким образом, организация не обязана применять ККТ при осуществлении с другой организацией или индивидуальным предпринимателем безналичного расчета за товар (работу, услугу) со своего расчетного счета на расчетный счет другой организации (индивидуального предпринимателя) посредством платежного поручения в электронном виде через систему «Клиент-банк».
Региональный информационный центр
24.09.2018