Вопрос: Вправе ли налоговый орган по результатам налоговой проверки доначислить НДС и налог на прибыль в связи с дроблением бизнеса, если проверка указанных налогов не была указана в решении о проведении проверки?
Ответ: Налоговый орган вправе доначислить налоги, не указанные в решении о проведении налоговой проверки, если будет выявлено дробление бизнеса.
Обоснование: Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ.
Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.
В Письме от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц» ФНС России указала, что в рамках мероприятий налогового контроля налоговыми органами устанавливаются факты снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом получение необоснованной налоговой выгоды достигается применением инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующих действующему законодательству.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1440-О по результатам изучения жалобы Конституционный Суд РФ отказал заявителю в ее рассмотрении по существу, придя к выводам о том, что правоприменительная практика с учетом всего многообразия хозяйственных отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности ориентируется на признание налоговой выгоды необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.
Как установлено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Признание налоговой выгоды необоснованной предполагает доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом, на основании соответствующих положений НК РФ, регулирующих порядок исчисления и уплаты конкретного налога и сбора (п. 1 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения (Приложение к Письму ФНС России от 11.10.2017 N СА-4-7/20486@)).
Таким образом, если при проведении налоговой проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства, в том числе признаки деления бизнеса, то налоговый орган по результатам налоговой проверки вправе доначислить налоги, несмотря на то что данные налоги не являлись предметом налоговой проверки.
Региональный информационный центр
26.09.2018