Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » На стене многоквартирного дома ООО разместило рекламу без согласия собственников помещений в многоквартирном доме и не платило за размещение рекламы. ООО на требование собственников демонтировать рекламу не отреагировало. Имеются ли у управляющей организации основания обратиться в арбитражный суд к ООО с требованием о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием ООО общего имущества путем размещения рекламы?
25.10.2020

На стене многоквартирного дома ООО разместило рекламу без согласия собственников помещений в многоквартирном доме и не платило за размещение рекламы. ООО на требование собственников демонтировать рекламу не отреагировало. Имеются ли у управляющей организации основания обратиться в арбитражный суд к ООО с требованием о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием ООО общего имущества путем размещения рекламы?

Вопрос: На стене многоквартирного дома ООО разместило рекламу без согласия собственников помещений в многоквартирном доме и не платило за размещение рекламы. ООО на требование собственников демонтировать рекламу не отреагировало. Имеются ли у управляющей организации основания обратиться в арбитражный суд к ООО с требованием о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием ООО общего имущества путем размещения рекламы?
 
Ответ: В случае если ООО разместило на здании многоквартирного дома рекламу без согласия собственников помещений в многоквартирном доме и не платило за размещение рекламы, управляющая организация (на основании договора на управление многоквартирным домом) вправе обратиться в арбитражный суд к ООО с требованием о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием ООО общего имущества путем размещения рекламы.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона о рекламе. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
На основании ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из изложенного можно сделать вывод, что управляющая организация на основании договора управления может обладать правом обратиться в арбитражный суд к ООО с требованием о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием ООО общего имущества путем размещения рекламы.
Вывод подтверждается арбитражной практикой: Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2015 по делу N А32-5402/2013, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2015 по делу N А67-3252/2014, ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 по делу N А73-9637/2012.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
07.08.2015