Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли организация-налогоплательщик, существующая менее трех лет, создавать резерв на проведение текущего ремонта основных средств, не являющегося особо сложным и дорогостоящим?
25.10.2020

Вправе ли организация-налогоплательщик, существующая менее трех лет, создавать резерв на проведение текущего ремонта основных средств, не являющегося особо сложным и дорогостоящим?

Вопрос: Вправе ли организация-налогоплательщик, существующая менее трех лет, создавать резерв на проведение текущего ремонта основных средств, не являющегося особо сложным и дорогостоящим?
 
Ответ: Организация, существующая менее трех лет, не вправе в целях исчисления налога на прибыль создавать резерв на проведение текущего ремонта основных средств, не являющегося особо сложным и дорогостоящим.
 
Обоснование: Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 3 ст. 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Таким образом, исходя из положений ст. 324 НК РФ, налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, формирует сумму расходов на него, рассчитывает отчисления в такой резерв с учетом нормативов и правил об ограничении предельной суммы отчислений и предельной суммы резерва предстоящих расходов.
Никаких специальных указаний и льгот относительно такой категории налогоплательщиков, как вновь образованные организации, в ст. 324 НК РФ не предусмотрено.
Согласно Письму Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9 вновь созданная организация в целях исчисления налога на прибыль не вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств до истечения трех лет с даты начала ведения хозяйственной деятельности ввиду отсутствия необходимой информации для определения норматива отчислений в резерв.
В первые годы деятельности для учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств организация должна руководствоваться п. 1 ст. 260 НК РФ, согласно которому расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Арбитражные суды придерживаются аналогичного подхода. Так, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.03.2012 по делу N А65-12909/2011 признал неправомерным включение обществом в расходы отчетных периодов затраты на формирование резерва на ремонт основных средств, поскольку общество на момент создания резерва существовало менее трех лет.
 
М.И.Дедусова
Консалтинговая группа «ТаксАртГрупп»
07.08.2015